УДК: 
37.013.42
Воропаев Михаил Владимирович
Доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики, Московский городской педагогический университет, vrpmv@mail.ru, Москва
Аничкина Анастасия Сергеевна
Аспирант, Московский городской педагогический университет, anastasiia.anichkina@mail.ru, Москва

Американская социологическая традиция и проблема определения содержания социально-информационной компетентности

Аннотация: 
В статье дается обзор основных подходов, которые сформировались в США и в России к исследованию социальной компетентности. Авторы статьи исходят из того, что социально-информационная компетентность является разновидностью социальной компетентности. Прослеживается история становления этого понятия. На основе анализа достаточно обширного материала американских исследований в статье проиллюстрированы исторически сложившиеся подходы к феноменам социальной компетентности и социальных навыков (social skills). Значительная часть из приведенного материала малоизвестна в отечественной педагогике. Этот материал сравнивается с основными положениями господствующей в отечественной психолого-педагогической науке концепции И. А. Зимней. При определении сущности социально-информационной компетенции учтены разные контексты, повлиявшие на формирование понимания социальной компетентности в условиях информационного общества: движение «навыки 21 века», изучение социальных навыков у лиц, имеющих заболевания, и пр. Авторы, опираясь на подход A. Dirks a’Melanie, T. A. Treata, V. R. Weersingb, обосновывают четырехфакторную модель социально-информационной компетентности, совмещающую учет личностных факторов, поведенческих навыков, ситуации и нормативных особенностей референтной группы. Учитывая высокий динамизм развития информационно-компьютерных технологий, в статье обосновывается операциональное определение социально-информационной компетентности как системы относительно устойчивых поведенческих кластеров индивида, проявляемых им в ситуациях социального взаимодействия опосредованных компьютерными устройствами.
Ключевые слова: 
социальная компетенция, social skills, социально-информационная компетентность
Библиографический список: 

1. Акулова О. В. Информационная компетентность как цель преобразований процесса обучения в информационном обществе // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2005. – № 1(10). – С. 76–80.
2. Гулякин Д. В. Социально-информационная компетентность будущего специалиста в контексте научного анализа [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 4. – URL: https://cyberleninka. ru/ a rt i c l e / n/ sot si a l no-i nform a t si onna ya - kompetentnost-buduschego-spetsialista-v- kontekste-nauchnogo-analiza (дата обращения: 10.12.2019).
3. Ермаков Д. С. Информационная компетентность в информационном обществе // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 26–30.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya- paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 25.11.2019).
5. Кастельс М. Галактика Интернет. Раз- мышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У-Фактория: Изд-во Гуманит. ун-та, 2004. – 327 с.
6. Кизик О. А. Становление информационной компетентности учащихся в образователь- ном процессе профессионального лицея: ав- тореф. дис. ... канд. пед. наук. – Петрозаводск: Карел. гос. пед. ун-т, 2004. – 20 с.
7. Колмакова З. А. Формирование информационной компетентности специалиста экономического профиля в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Ин-т сод. и мет. обуч. РАО, 2005. – 21 с.
8. Кондратюк Н. Г. Компетентностный подход в образовании. Интервью с И. А. Зимней // Педагогика. – 2019. – № 2. – С. 38–45.
9. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2009. – № 14. – С. 7–16.
10. Ромм Т. А. Теоретическая концептуализация социального воспитания в современной педагогике [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-kontseptualizatsiya-so... vospitaniya-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 18.12.2019).
11. Тришина С. В. Технология развития информационной компетентности старшеклассника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург: Оренбург. гос. пед. ун-т, 2005. – 24 с.
12. Федотова Е. Ю. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб.: Изд. Санкт- Петербургская Академия последипломного образования, 2009. – 24 с.
13. Хабибуллин Ф. Х. Развитие информационной компетентности будущего педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. – 22 с.
14. Хуторской А. В. Определение обще- предметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандар- тов // Вестник Института образования человека. – 2011. – № 1. – С. 3–30.
15. Черкашена Л. С. Внутришкольное управление процессом формирования информационной компетентности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2007. – 23 с.
16. Шустова И. Ю., Вишенина В. В. Что такое «живая ситуация» и как с ней работать // Воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 18–25.
17. Botvin G. J., Griffin K. W. Life skills training: Preventing substance misuse by enhancing individual and social competence // New directions for youth development. – 2014. – (141). P. 57–65. – DOI: https://doi.org/10.1002/yd.20086.
18. Broom M. E. A note on the validity of a test of social intelligence // Journal of Applied Psychology, – 1928. – 12. – P. 426–428.
19. Camp B. W., Blom G. E., Hebert F., van Doorninck W. J. «Think aloud»: A program for developing self-control in young aggressive boys // Journal of Abnormal Child Psychology. – 1977. – 5. – P. 157–169.
20. Choi J. H. The city is connections: Seoul as an urban network // Multimedia Systems. – 2010. – 16. – P. 75–84. – DOI: 10.1007/s00530-009-0173-1.
21. Dirks a’M. A., Treata T. A., Weer- singb V. R. Integrating theoretical, measurement, and intervention models of youth social competence // Clinical Psychology Review. – 2007. – 27. – P. 327–347.
22. Dodge K. A. A social information processing model of social competence in children // Cognitive perspectives on children’s social and behavioral development. – Hillsdale; N. J.: Erlbaum, 1986. – P. 77–125.
23. Doll E. A. The measurement of social competence: A manual for the Vineland Social Maturity Scale. – US: Educational Test Bureau Educational Publishers, 1953. – 650 p. – DOI: https://doi.org/10.1037/11349-000.
24. Duck S. Socially Competent Communication and Relationship Development // Social Competence in Developmental Perspective / eds. B. H. Schneider, G. Attili, J. Nadel, R. P. Weissberg. – Boston: Kluwer Academic Publishers, 1989. – Vol. 51. – P. 92–98.
25. Elliott S. N., Gresham F. M. Social skills intervention for children // Behavior Modification. – 1993. – 17. – P. 287–313.
26. Gibbs D. N. Student failure and social maladjustment // Personnel and Guidance Journal. – 1965. – 43. – P. 580–585.
27. Gresham F. M., Elliott S. N. Social skills deficits as a primary learning disability // Journal of Learning Disabilities. – 1989. – 22. – P. 120–124.
28. Hall W. E., Gaeddert W. Social skills and their relationship to scholastic achievement // The Journal of Genetic Psychology. – 1960. – 96-97. – P. 269–273.
29. Hunt T. The measurement of social intelligence // Journal of Applied Psychology. – 1928. – 12. – P. 317–334.
30. Knapczyk D. R., Rodes P. Teaching social competence. Brooks / Cole Publishing Company. – 1996. – 545 p.
31. Latour B. A Collective of Humans and Nonhumans // Pandora’s Hope: Essays on the Reality of Science Studies (Paperback). – Cambridge: Harvard University Press, 1999. – P. 174–216.
32. Mathur S. R., Rutherford R. B. Is social skills training effective for students with emotional or behavioral disorders? Research issues and needs // Behavioral Disorders. – 1996. – 22. – P. 21–28.
33. McFall R. M. A review and reformulation of the concept of social skills // Behavioral Assessment. – 1982. – 4. – P. 1–33.
34. Merrell K. M., Gimpel G. A. Social skills of children and adolescents: Conceptualization, assessment, treatment. – Mahwah; N. J.: Lawrence Erlbaum, 1998. – 216 p.
35. Michelson L., Don P., Randy S. P., Kazdin W. A. Social Skills Assessment and Training with Children: An Empirically Based Handbook. – Springer, 1983. – 268 p.
36. Mitchell A. C. A study of the social competence of a group of institutionalized retarded children // American Journal of Mental Deficiency. – 1955. – 70. – P. 354–361.
37. National Research Council. Education for Life and Work: Developing Transferable Knowledge and Skills in the 21st Century. – Washington: The National Academies Press, 2012. – DOI: https://doi.org/10.17226/13398.//