УДК: 
373.29+316.6+159.923
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных и психофизиологии, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово
Абаскалова Надежда Павловна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Abaskalova2005@mail.ru, Новосибирск
Касаткина Наталья Эмильевна
Доктор педагогических наук, профессор, Кемеровский государственный университет, kasatkina@kemsu.ru, Кемерово
Красношлыкова Ольга Геннадьевна
Доктор педагогических наук, профессор, ректор, КРИПКиПРО, ipk@kuz-edu.ru, Кемерово
Арлашева Людмила Вячеславовна
Учитель, СОШ «Старопестерёвская школа» Беловского р-на Кемеровской области, ., Кемеровская область

Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве

Аннотация: 
Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обзоре вопросов взаимосвязи показателей здоровья, адаптации и развития в связи с их многомерностью. Интегральный показатель этой взаимосвязи – психолого-физиологический адаптационный потенциал. Материалы обзора свидетельствуют о необходимости междисциплинарной психолого-педагогической и медико-социальной оценки процесса формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Рассмотрение теоретических и прикладных аспектов этой проблемы позволяет идентифицировать комплекс подходов: онтогенетического, системно-деятельностного и компетентностного. Онтогенетический подход обосновывает необходимость выявления суммарных и специфических особенностей взаимосвязей между социально-педагогическими, психофизиологическими и медико-социальными характеристиками, отражающими уровень сформированности здоровьесберегающего и социально-адаптивного поведения субъектов образования. В рамках ФГОС следует выделить интегративную, дифференцированную и индивидуальную формы обучения. Одной из центральных методологических проблем, рассматриваемых в статье, является здоровьеориентированная социализация и адаптация личности, позволяющая разрабатывать и внедрять средства донозологической диагностики, прогноза и реабилитации как базовую основу сохранения, укрепления здоровья, адаптации и развития обучающихся за счет повышения уровня стрессоустойчивости и уменьшения функциональной напряженности организма при действии неблагоприятных средовых факторов. Использование компетентностного подхода при подготовке педагогов в рамках повышения квалификации и переподготовки требует формировать у них потребность в реализации различных форм воспитательно-образовательного процесса на основе интегрированного, дифференцированного и индивидуального обучения с учетом возрастных и личностно-поведенческих особенностей обучающихся на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала. Методология: потенциал муниципального образования (В. М. Захарова, О. В. Ковальчук, Т. И. Пуденко), безопасность образовательной среды (И. А. Баева, 2002; T. R. Nansel et al., 2003; G. M. Glew et al., 2008): здоровьесберегающий потенциал образовательной организации (М. М. Безруких, А. Р. Вирабова, Ю. Ю. Елесеев, Ю. В. Клещина, В. Д. Сонькин); актуализация здоровьесберегающего потенциала (В. А. Столбова, М. Д. Шарыгина); характерологические особенности понятия «образовательное пространство» образовательной организации (А. С. Гаязова, Н. Г. Серикова, И. Д. Фрумина, Б. Д. Эльконина, В. И. Слободчикова, Р. М. Чумичевой, Л. Л. Редько и др.); адаптивно- развивающая образовательная среда и психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса (Э. М. Казин и др., 2011, 2013, 2016, 2018, 2019 2020). Результаты исследования. В статье сформулированы организационно-педагогические условия актуализации и наращивания здоровьесберегающего потенциала образовательной среды и организма обучающихся; разработано и сформулировано положение об адаптивно-развивающей и безопасной образовательной среде; рассмотрен процесс психолого- педагогического сопровождения самореализации обучающихся в различных социальных и образовательных условиях.
Ключевые слова: 
адаптационный потенциал, здоровьесберегающий потенциал, социально-психологическая адаптация, социально-адаптивное образовательное пространство, адаптивно-развивающая и безопасная образовательная среда
Библиографический список: 

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. На- учный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 5–24.
2. Абаскалова Н. П. Формирование безопас- ного и здорового образа жизни в образователь- ной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 1 (13). – С. 50–55.
3. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Со- временные технологии разработки программы здоровья в образовательной организации // Се- тевой научный журнал «Научный результат» серия Педагогика и психология образования. – 2015. – Т. 1, № 2. – С. 42–47.
4. Авчаров И. В. Борьба с киберпреступно- стью // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. XI межд. конф. – М., 2012. – С. 191–194.
5. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 85–90.
6. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5 (26). – С. 72–82.
7. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся – ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3 (7). – С. 24–35.
8. Алдашева А. А. Индивидуальные стратегии адаптации // Физиология человека. – 2014. – Т. 40, № 6. – C. 15–22.
9. Ахтырская Н. Организованная преступность в сфере информационных технологий // Компьютерная преступность и кибертерроризм. Исследования, аналитика. – Вып. 1. – Запорожье, 2014. – С. 30–35.
10. Березовская Р. А. Отношение к здоровью // Здоровая личность / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2013. – С. 214–244.
11. Гатальская Г. В., Журавлева А. Е. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности // Психологический журнал. – 2008. – № 2. – С. 52–59.
12. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: учеб. пособие. – 4-е изд., допол. и перераб. – М.: Омега-Л, 2016. – 443 с.
13. Золотухин И. П. К вопросу о сущности и содержании понятия здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 6. – С. 37–38.
14. Казин Э. М. Здоровьеформирующее образование старшеклассников в процессе профессионального самоопределения и профильного обучения // Учитель Кузбасса. – 2007. – № 1. – С. 13–19.
15. Маричев И. В., Малиночка Э. Г. Сущность понятия «образовательное пространство» // Вестник Адыгейского государственно- го университета. – 2008. – № 3. – С. 11–17.
16. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект [Электронный ресурс]. – URL: http://mon.gov. ru/fils/materials/5233/09.03.16-nns (дата обращения: 20.01.2020).
17. Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблем адаптации, здоровья и развития субъектов образования: метод. пособие / под общей ред. Э. М. Казина, Н. П. Абаскаловой, Н. Э. Касаткиной и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. – 165 с.
18. Сафронова М. В., Гребенникова И. Н. и др. Влияние занятий спортом на психологическое благополучие и психическое здоровье обучающихся разного возраста // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 154–160.
19. Тушина Г. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2006. – 22 с.
20. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fcpro.ru (дата обращения: 14.01.2020).
21.Чванова Л. В. и др. Психолого-педагогические подходы к проблеме социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 20–30.
22. Bernadette M., Melnyk Ph. D. et al. Promoting Healthy Lifestyles in High School Adolescents // American journal of Preventive Medicine. – 2013. – Vol. 45. – P. 407–415.
23. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B. A., Schneider M., Luhmann M. Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis // J. Res. in Pers. – 2018. – Vol. 74. – P. 83–94.
24. Chan D. W. Positive and negative perfectionism among Chinese gifted students in Hong Kong: Their relationships to general self-efficacy and subjective well-being // J. for the Education of the Gifted. – 2007. – Vol. 31, № 1. – P. 77–102.
25. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2001. – Vol. 40. – P. 1337–1345.
26. Hoffmann T., Thomas R., Del Mar C. Communicating school health screening results to parents and children // School Health Screening Systems. – 2014. – P. 221–236.
27. Makhnach A. V., Laktionova A. I. Social and cultural roots of Russian youth resilience: interventions by state, society, family. Handbook for working with children and youth. Pathways to resilience across cultures and contexts / ed. M. Ungar. Thousands of Oaks – L. – New Delhi: Sage Publications, 2005. – P. 371–386.
28. Muratori M. C., Smith C. K. Guiding the talent and career development of the gifted individual // J. of Counsel. and Devel. – 2015. – Vol. 93, № 2. – P. 173–182.