УДК: 
37.013
Брешковская Каринэ Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, karine_br@mail.ru, Тула
Ежкова Нина Сергеевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, egkovanc@mail.ru, Тула
Кувырталова Марина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, kuvirtalovaMA@yandex.ru, Тула
Тарасова Юлия Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Московский педагогический государственный университет, институт "Высшая школа образования", yua.tarasova@mpgu.su, Москва

Воспитание детей в ракурсе взаимодействия школы и семьи: содержательно-ретроспективный аспект

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье раскрывается историческая ретроспектива проблемы взаимосвязи семьи и школы, обосновывается необходимость поиска конструктивных подходов к раскрытию такого взаимодействия с учетом основных идей, представленных в наследии отечественной педагогической мысли XIX столетия. Цель статьи – посредством обращения к исторической ретроспективе проблемы взаимодействия семьи и школы как ведущих факторов успешного воспитания детей актуализировать современный поиск конструктивных подходов к ее решению с учетом основных идей, представленных в наследии отечественной религиозно-философской и антрополого-гуманистической педагогической мысли XIX столетия. Методология. Авторами использованы антропологический и гуманистический подходы к анализу педагогического наследия, теоретический анализ понятий «пространство детства», «взаимосвязь школы и семьи осуществлялся с ориентацией на философско-религиозное учение А. С. Хомякова, антропологическое наследие К. Д.Ушинского, идеи гуманной педагогики П. Ф.Каптерева и Л. Н.Толстого. Результаты исследования. Представлены результаты содержательно-ретроспективного анализа проблемы взаимодействия школы и семьи в создании и поддержке пространства детства, раскрыты взгляды представителей религиозно-философского направления с ориентацией на единство религиозной веры, знания и личного духовного опыта человека; представителей антрополого-педагогического учения, строящегося на понимании ребенка как синтеза природного, индивидуального и социального. Взаимодействие школы и семьи раскрыто с позиции содействия социализации и гармонизации личности ребенка, обретение им образа-Я, гражданской позиции при ведущей роли духовно-нравственного компонента; создания и организации пространства детства с учетом многообразия сред, среди которых воспитательная, развивающая, стимулирующая; учета всех факторов культуры, социализации личности, а также других субъектов воспитательного процесса. С учетом исторической ретроспективы обозначены основные принципы, позволяющие конструктивно выстраивать взаимодействие школы и семьи: принятие ребенка за данность, содержательная адаптивность среды, развивающий характер социокультурной среды, преемственность семейного и школьного воспитания, поддержка субъектной позиции воспитанников. Выявлено, что именно семья и школа в их взаимодействии с ребенком призваны содействовать освоению им культуры и функций культуросозидания, формированию субкультуры детства посредством организации пространства, наполненного смысложизненными и духовно-нравственными ориентирами, способами деятельности и формами общения, направленными на саморазвитие и разноплановую продуктивную самоактуализацию. В заключении Выделенные религиозно-философские и антрополого-гуманистические идей и взгляды мыслителей XIX столетия на проблему взаимодействия школы и семьи в организации воспитания детей в современных условиях позволяет расширить и углубить такое пространство взаимодействия через поддержку семейных традиций, играющих «защитную роль» от негативных воздействий среды на детей; проектирование компенсаторно-развивающей деятельности в условиях гетерогенного состава образовательной среды и такого явления как инклюзия, поиск новых технологий в разрешении противоречий между «миром детства» и «миром взрослых», обоснование партнерства как главного принципа и фактора в системе отношений семья – школа, родители – ребенок - педагоги.
Ключевые слова: 
школа, семья, воспитание, пространство детства, философия образования
Библиографический список: 

1. Каптерев П. Ф. О семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высших и сред. педагог. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 168 с.
2. Толстой Л. Н. О народном образовании //Педагогические сочинения / сост. Н. В. Кудрявая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 54–71.
3. Толстой Л. Н. О свободном возникновении и развитии школ в народе //Педагогические сочинения / сост. Н. В. Кудрявая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 89–104.
4. Толстой Л.Н. Прогресс и определение образования //Педагогические сочинения / сост. Н.В. Кудрявая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 248–271.
5. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании //Педагогические сочинения / сост. Н.В. Кудрявая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 448–451.
6. Толстой Л.Н. О наказаниях и насилии в воспитании //Педагогические сочинения /сост. Н.В. Кудрявая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 515
7. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т., т. 5 / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – 528 с.
8. Хомяков А. С. Об общественном воспитании. Полн. соб. соч. в 8 т. Т.1. – М.: Университетская типография на Страстном бульваре 1900. - С. 350-376.
9. Шапошников Л. Е. Педагогические воззрения А. С. Хомякова (К 200-летию со дня рождения) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 24 октября 2007. -Режим доступа: https: // portalus. Ru / modules / shkola / rus_readme. php? subaction=showfull&id=1193231396& archive=1196815145&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 07.10.2019.
11. Szabo M. A Pedagogus Tolsztoj / M. Szabo. – Budapest, 1987.
12. Hessen, Sergio. Leon Tolstoi come pedagogista / Sergio Hessen. – Roma, 1954.