УДК: 
372.881.161.1
Кулакова Наталья Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, kulakova-nv@yandex.com, Красноярск
Веккессер Мария Викторовна
Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и языковой коммуникации, Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, vekkesser2012@yandex.ru, Лесосибирск
Ростова Марина Леонидовна
Старший преподаватель кафедры филологии и языковой коммуникации, Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, rostovaml@rambler.ru, Лесосибирск

Использование приема «озвучивание мультфильмов / видеофильмов» в процессе развития лингвистических способностей обучающихся начальной школы

Аннотация: 
Введение. В статье рассмотрены возможности использования приема «озвучивание мультфильма», направленного на совершенствование лингвистических способностей младших школьников. Выбор темы исследования обусловлен тем, что лингвистические способности являются одной из ключевых составляющих успешного языкового образования и обучения в целом. Цель статьи – описать разработанную методику использования приёма «озвучивание мультфильмов», способствующего развитию лингвистических способностей младших школьников и представить результаты его применения. Методология и методы исследования. Для решения поставленной задачи был использованы следующие методы: анализ и обобщение педагогических и лингвометодических источников, сравнительно-сопоставительный анализ. Источниковая база исследования представлена научной и методической литературой, педагогической и лингвометодической периодикой, современными диссертационными исследованиями по изучаемой проблеме. Методологической основой исследования выступает методология лингводидактического подхода, концептуальные положения теории языковой личности, методология педагогической науки. В рамках проведенного исследования особое значение имеют: концепция развития универсальных учебных действий; концепция проблемного обучения. Результаты исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что использование озвучивания мультфильмов/видеофильмов будет способствовать более эффективному развитию лингвистических способностей младших школьников. Заключение. В статье описана методика применения приёма «озвучивание мультфильмов», способствующего развитию лингвистических способностей обучающихся в условиях современно организованного педагогического пространства в единстве учебной и внеучебной деятельности; приведены результаты опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: 
лингвистические способности, младший школьник, озвучивание мультфильмов, развитие речи, грамматическая компетенция, социолингвистическая компетенция, дискурсивная компетенция, социокультурная компетенция
Библиографический список: 

1. Алыбина А. Т. Особенности мнемической деятельности и обучаемости иностранному языку: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1977. – 16 с.
2. Андриевская В. В. Психологические особенности формирования грамматических обобщений на начальном этапе обучения иностранному языку: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1967. – 20 с.
3. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1971. – 17 с. [Электронный ресурс] URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1971/Bogoyavlenskaya_D_B_1971.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
4. Гальперин П. Я. К психологии изучения иностранного языка // Научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранным языкам в школе. – М., Наука, 1967. – С. 60–63.
5. Гуревич К. М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика: учебное пособие. – СПб: Издательство «Питер», 2007. – 123 с.
6. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. – М., Наука, 1996. – 178 с.
7. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. –Смоленск, [б. и.], 1974. – 78 с.
8. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Просвещение, 1996 – 121 с.
9. Игна О. Н. Подходы к выявлению лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Актуальные проблемы лингводидактики. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2013. – № 3 (131). – С. 115–119.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
11. Корешкова Т. В. Подготовка будущего учителя: как научить младших школьников создавать высказывания // Начальная школа. – 2006. – № 3. – С. 82–85.
12. Кулакова Н. В. Развитие связной устной речи младших школьников посредством озвучивания видеофильмов // Теория и практика педагогической науки в современной мире: традиции, проблемы, инновации: материалы международной научно-практической конференции. В 2-ч.Ч. 1. – Новокузнецк: Издательство КузГПА, 2014. – С. 297–299.
13. Кулакова Н. В., Аверина И. А. Озвучивание мультфильмов как средство развития коммуникативной детей младшего школьного возраста // Коммуникативные процессы в образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 13-14 ноября 2015 г. [Электронный ресурс] ред. кол.; отв. ред. Л. Г. Самотик. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П.Астафьева. – Красноярск, 2015. – С. 214–217.
14. Магин Н. С. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка // Проблемы способностей. – М. : АПН РСФСР, 1962. – С. 276–288.
15. Мазурик Т. Н. Влияние индивидуально-психологических качеств студентов на успешное усвоение иностранного языка: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.,1984. – 24 с.
16. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1967 – 201 с.
17. Просецкий П. А., Семиченко В. А. Психология творчества: учебное пособие. – М.: Прометей, 1989. – 82 с.
18. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 324 с.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. – 720 с.
20. Смирнов А. А. Избранные психологические труды. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1987 – 108 с.
21. ФГОС НОО [Электронный ресурс] URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS (дата обращения: 14.02.2019).
22. Шолпо И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». – СПб.: Специальная литература, 1999. – 89 с.
23. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М: Педагогика, 1960 – 384 с.
24. Akhmanova O. Concerning Linguistic Competence // Modern Language Journal. – 1971. – Vol.55. – № 7. – P. 454–455.
25. Beretta A. Evaluation of language education : an overview // Evaluating second language education. Cambridge : C.U.P., 1992. – P. 5-24.
26. Biedron, A., &Szczepaniak, A. (2009). The cognitive profile of a talented foreign language learner. A casestudy. Psychologyof Languageand Communication, 13(1).
27. Canale M., Swain M. Theoretical bases od communicative approaches of second language teaching and testing. // Applied linguistics. 1980, № 1. P. 1-47.
28. Carroll, J. B. (1981). Twenty-five years of research on foreign language aptitude. In K. C. Diller (Ed.), Individual differencesand universals in language learning aptitude. Rowley, MA: Newbury House. P. 83-118.
29. Wen, Z., Biedron, A., &Skehan, P. (2017). Foreign language aptitude theory: Yesterday, today and tomorrow. Language Teaching, 50(1), P. 1-31.