УДК: 
378
Алдошина Марина Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, директор центра взаимодействия с Российской академией образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, maraldo57@mail.ru, Орел

Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании

Аннотация: 
Проблема и цель. В современной социокультурной ситуации поликультурного мира особенно актуальна проблема формирования профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании. Проблема статьи - рассмотрение теории и практических подходов процесса их формирования в университете. Цель статьи – рассмотреть историко-педагогические и ценностные основы феномена университета, его миссионерское понимание. Предметом данной статьи является образовательный процесс университета. Объектом – особенности, возможности и риски процесса формирования профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании. Методология. Методологическими основаниями выступают культурологический подход, рассматриваемый в контексте содержательных требований компетентностного. Результаты исследования. Автором охарактеризованы положительные и отрицательные черты, вызовы и риски цифровизации в образовательном процессе университета, пути усиления междисциплинарности в организации университетского образования, актуализирована проблема поликультурности и этнокультурности в образовании, существования университета в условиях глобализации как института Культуры и эталона культурного кода человека определенной этнокультурной принадлежности, аргументированы аспекты усиления ценностной основы университетского образования в рамках компетентностного подхода и стандартизации высшего образования в России. В заключении делается вывод о том, что в процессе формирования профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании необходимо учитывать комплекс специфических особенностей (цифровизация, междисциплинарность, поликультурность).
Ключевые слова: 
университет, университетское образование, ценности, профессиональные ценности, цифровизация, поликультурность, междисциплинарность
Библиографический список: 

1. Алдошина М. И. Формирование этноэстетической культуры студентов в образователь- ном процессе университета: дис. … д-ра пед. наук. – Орел: ОГУ, 2009.
2. Богуславский М. В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы: монография. – М.: ИСРО РАО, 2015. – 118 с.
3. Дудник Е. Ю., Фролова О. С. Анализ становления ноосферного общества до общества цифровой мобильности // Информационные технологии в науке и образовании: монография. – Пенза: ПИ, 2016. – С. 113–126.
4. Ендовицкий Д. А., Дьякова Т. А. Культурный потенциал классических университетов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 4. – С. 5–9.
5. Запесоцкий А. С. Университет как социально-педагогическая система // Известия РАО. – № 8. – 2008. – С. 40–47.
6. Иванова С. В. Методологические проблемы философии образования и дидактика в эпоху «перемен» // Вестник Московского университета. Серия 29. Педагогическое образование. – 2015. – № 4. – С. 18–29
7. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Старый сад, 1998. – 316 с.
8. Манифест о цифровой образовательной среде. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // manifest. Edutainme.ru (дата обращения 22.06.2019).
9. Кузьминов Я. И., Песков Д. Н. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты?» // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 202–231.
10. Неборский Е. В. Развитие открытых образовательных ресурсов в условиях глобализации // Ценности и смыслы. – 2017. – № 6(52). – С. 50–59.
11. Смакотина Н.Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. – 2017. – № 6(52). – С. 21–28.
12. Pelikan J. The idea of University (a Reexamination). – New Haven and London, 1992 –238 p.