УДК: 
370.186
Калегина Юлия Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, kalegina7474@mail.ru, Челябинск
Кузьмина Надежда Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет, naniku@mail.ru, Челябинск

Содействие образовательно-профессиональному рестарту пожилых людей в образовательном процессе университета

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема образовательно-профессионального рестарта пожилых людей. Средством решения проблемы авторами представлена система педагогического содействия образовательно-профессиональному рестарту пожилого человека. Апробация данной системы была проведена авторами на базе Южно-Уральского государственного университета (НИУ). Цель: обосновать проектирование, реализацию модели педагогического содействия образовательно-профессиональному рестарту пожилых студентов, опираясь на предпосылки актуализации явления образования пожилых людей. Методология. Методологическим основанием предлагаемой модели содействия авторы видят целостность системного и андрогогического подходов. Модель рассмотрена авторами как система педагогических мер, динамично меняющая свои функции в ходе развития. Результаты исследования представлены как описание морфоструктуры модели, функций элементов модели и этапов ее развития. Модель рассматривается и как элемент метасистемы, состоящей из формального, неформального, информального образования взрослых. Статистические данные были получены в образовательном процессе в ходе реализации модели на программах магистратуры. Заключение. В заключении статьи делается вывод о том, что реализация модели педагогического содействия образовательно-профессиональному рестарту пожилого студента осуществляется путем интеграции формального, неформального и информального видов образования через совокупность мер, влияющих на развитие личного ресурса студента.
Ключевые слова: 
пожилой человек, образовательно-профессиональный рестарт, педагогическое содействие, образование пожилого человека
Библиографический список: 

1. Алимова Л. Ш. Подходы к анализу личного потенциала в постиндустриальной экономике // Вестник СГСЭУ, 2009. – № 5 (29). – С. 9–13.
2. Арашин С. Н., Арашина А. С. Проблема образования пожилых людей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. - С. 101–105.
3. Батракова Л. Г. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда в условиях финансового кризиса // «Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития»: сб. докл. и тез. участн. 7-й междунар. науч.-практ. конф.. – Книга первая. –Ярославль: ЯФ АТ и СО, 2010. – С. 39–45.
4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
5. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход: // Новые знания, 2001. – № 4. – С. 15–19.
6. Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития: материалы научно-практического семинара,14 дек. 2001. – СПб. ИОВ РАО, 2002. – 52 с.
7. Калегина Ю. В. Личный ресурс студента и его измерение // Евразийское Научное Объединение, 2017. – Т. 2. – № 4 (26). – С. 166–169.
8. Козлов А. А. Управление трудовыми ресурсами предприятия в условиях трансформации экономики. – Брест, БрГУ, 2000. – 256 с.
9. Кошарная Г. Б., Щанина Е. В. Особенности обучения пожилых // Интеграция образования, 2013. – № 4. – С. 57–61.
10. Кузьмина Н. Н. Педагогические средства развития готовности студентов к деловому общению // Наука ЮУрГУ [Электронный ресурс]: материалы 67-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – С. 1103–1107.
11. Сухорукова Н. Последипломное профессиональное образование (социологическое исследование) // Высшее образование в России, 2005. – № 8. – С. 31–36.
12. Zhao K., Biesta G. The moral dimension of lifelong learning: Giddens, Taylor, and the «Reflexive project of the self» School of Education, University of Stirling . - Peking University, Beijing, 2012. – V. 62. - № 4. – p. 332-350.