УДК: 
378
Кирилловых Александра Александровна
Преподаватель кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, Вятский государственный университет, a.bezdenezhnyx@mail.ru, Киров

Процесс придания иноязычной коммуникативной компетенции профессиональной направленности

Аннотация: 
Введение. В статье актуализируется проблема соотнесения содержания иноязычного образования в нелингвистическом вузе со спецификой будущей профессии обучающихся, точнее трансформации цели-результата данного процесса при придании ему профессиональной направленности. Цель статьи - представить этапы приобретения иноязычной коммуникативной компетенцией предметно-профессионального характера, ее преобразования тем самым в профессионально ориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию, выступающую в качестве цели-результата иноязычного образования по нелингвистическим направлениям подготовки. Методология и методы исследования. Исследование проводится с позиций компетентностного подхода с использованием таких методов как анализ, обобщение и моделирование. На первом этапе уточняется минимальный структурный состав иноязычной коммуникативной компетенции при реализации иноязычного образования в высшей школе. Применительно к нелингвистическому вузу в ее состав входят языковая, речевая, межкультурная и метакогнитивная субкомптенции. На втором этапе с помощью критерия профессиональной направленности и таких его параметров, как личностная и профессиональная ориентация на специалиста определенного направления подготовки и метапредметная интеграция иноязычного образования определено содержание компетенции и ее субкомпетенций в совокупности профессионально ориентированного социального опыта. Результаты исследования. Результатом исследования стала модель процесса придания иноязычной коммуникативной компетенции профессиональной направленности и ее преобразования в профессионально ориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию. Заключение. В заключении подчеркивается значимость изложенного для создания специализированных курсов иноязычной подготовки студентов-нефилологов
Ключевые слова: 
иноязычная коммуникативная компетенция, критерий профессиональной направленности, структура и содержание профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, профессионально ориентированный социальный опыт, нелингвистический вуз
Библиографический список: 

1. Ариян М. А., Шамов А. Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. – 219 с.
2. Безденежных А. А. Уровни сформированности профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции // Иностранные языки в современном мире: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции / под ред. Д.Р. Сабировой, А.В. Фахрутдиновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. − С. 265−271.
3. Воевода Е. В. Теория и методика профессиональной языковой подготовки специалистов-международников в России: – автореф. дис. ... док. пед. наук. − Москва, 2011. – 39 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. − № 2. – С. 7−14.
5. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 112 с.
6. Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Основы профессиональной лингводидактики: Монография. – М.: АПКиППРО, 2015. – 232 с.
7. Куклина С.С. Сотруднические технологии для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в общеобразовательной школе: организационный аспект. – Киров: ООО «Издательство Радуга-Пресс», 2017. – 158 с.
8. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. − Орёл: ОГУ, 2005. −114 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: Fgosvo.ru http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения 21.09.2019).
10. Шнайдер В. Развитие метакогнитивных компетенций // К теории мышления. Строительные блоки для концептуальной канвы / под ред. Б. М. Глатцедера, В. Гоела, А. фон Мюллера. – Берлин: Шпрингер, 2010. – 380 с.