УДК: 
371:351.851
Ширшов Алексей Геннадьевич
Преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, shirshov.74@inbox.ru, Новосибирск
Дахин Александр Николаевич
Доктор педагогических наук, профессор, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, dakhin@mail.ru, Новосибирск
Нежельской Андрей Николаевич
Старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, negelskoy@mail.ru, Новосибирск

Готовность к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях: мотивационный аспект

Аннотация: 
Введение. В статье раскрывается значение мотивации и результаты её генерирования в процессе экспериментальной работы по peализации мoдeли формирования гoтoвнocти будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно –боевых задач в экcтpeмальных cитуациях. Цель статьи – рассмотреть изменение мотивационного компонента будущих офицеров войск национальной гвардии в результате внедрения в учебную деятельность спецкурса «Готовность к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях» и обосновать целесообразность применения в образовательной деятельности военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации структурно – функциональной модели при формировании готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях. Методология и методы исследования. Исследование проводилось на основе изучения, сравнения и обобщения научной литературы. Тестирование респондентов с целью диагностирования сформированности мотивационно – ценностных компонентов готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях проводилась с помощью методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Результаты исследования. Итоги экспериментальной работы показывают, что активизация и целенаправленная профессиональная подготовка курсантов в период факультативных занятий по спецкурсу «Готовность к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях» в сочетании с мероприятиями индивидуально-воспитательной, информационной и культурно-досуговой работы позволили существенно изменить уровень мотивации, ощутимо возросло понимание обучающихся необходимости профессионально быть готовым к выполнению своих обязанностей в условиях осложнения обстановке, что обозначило рост не только интереса, но потребности и мотивации будущих офицеров войск национальной гвардии к своей личной подготовке к выполнению служебно – боевых задач в экстремальных ситуациях. В заключении делается вывод о том, что устойчивая военно – профессиональная мотивация курсантов является одной из основ качественной подготовки офицера, достижения им военно-профессиональной компетентности в условиях формирования нового облика войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ключевые слова: 
мотивация, мотивационно-ценностный компонент, учебная деятельность, профессиональная деятельность, служебно – боевые задачи, экстремальные ситуации
Библиографический список: 

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.
– М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Барабанщикова В. В. Механизмы оптимизации функционального состояния профессио¬налов в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. − 2008. − № 3. − С. 83−91.
3. Васильков А. М., Белов В. Г., Демидов Е. В., Савин Ю. Ю. Кадровое обеспечение единой системы профессионального психологического отбора и психофизического сопровождения в ВМФ // Материалы научно-практической конференции. – М.: ГШ ВС РФ, 2003. – С. 112−113.
4. Военная инженерная психология / под ред. Б. Ф. Ломова и др. – М.: 2000. − 241 с.
5. Ефремов О. Ю., Одегова О. В. Педагогические основы формирования мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов связи // XXI век: Человек. Общество. Наука: сб. науч. статей, вып. 10. / под общ. ред.
О. Ю. Ефремова. – СПб: Военная академия связи, Санкт-Петербургский университет МВД России.: Лема, 2011, – С. 61–68.
6. Смирнов В. Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подго¬товки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел // Вестник РУДН, сер. юридические науки. – М, – 2002. – № 1. – С. 81–83.
7. Cattell, R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement / R.B. Cattell . – Yorrker, N.Y., – 1957.
8. Deci, E.L. Intrinsic Motivation / E.L. Deci. – N.Y. – 1975. – Р. 342.
9. Freud, S. Pulsions et destines de pulsions. Metapsychologie / S.Freud. – N.Y. – 1946. – Р. 18.
10. Heckhausen, H. Selbstbewertung nach erwartungswidrigem Leistungsferlauf; Einflufi von Motiv, Kausalattribution und Zielsetzung / H. Heckhausen // Zeitschrift fur Entwicklungspsychologie und Padagogische Psychologie, – 1978. – Р. 210.
11. Lewin, K. Versatz., Wille und Bedurfnis / K. Lewin. – Berlin, – 1926.
12. Moelker R. Restructuring and Resilience: Cadets Opinions on their future profession in a Perpetually Changing Organization: the Dutch Case / Ker- 14 nic F., Klein P., Haltiner K., (Eds.). The European Armed Forces in Transition. – 2005. – P. 45–63.