УДК: 
396.4
Ушакова Евгения Владимировна
Аспирант, кафедра методологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, e.v-ushakova@mail.ru, Саратов

Взгляды ранних английских феминисток на женское образование

Аннотация: 
Введение. В течение XVII века в Англии неоднократно поднимался вопрос о реформе образования, своим классическим содержанием не соответствовавшее веяниям времени, которое было ознаменовано научными открытиями и идеями английских просветителей. Этот век стал важным периодом для становления и развития женского образования в Англии. В статье рассматриваются взгляды на женское образование на примере работ ранних английских феминисток. Цель статьи заключается в выявлении общих тенденций во взглядах на проблему женского образования в работах ранних английских феминисток XVII века Б. Мейкин и М. Эстелл. Методологи и методы исследования. Исследование проведено на основе теоретического анализа трактатов Б. Мейкин «Эссе о возрождении прежнего образования леди в области религии, манер, искусства и языков» и М. Эстелл «Серьезное предложение леди», приведены выдержки из этих работ, демонстрирующие, насколько злободневной была проблема женского образования во второй половине XVII века в Англии. Результаты исследования. Идеи ранних феминисток, их представления о женском образовании и организации школ давно вызывают живой интерес среди западных исследователей (R. Perry, P. Crawford, S. Ross, H. Smith, D. Donawerth, F. Teague, S. Kersey). Ранние английские феминистки в одинаковой степени выражали озабоченность женским образованием, считали положение женщин в обществе приниженным и навязанным традициями и объясняли его недостатком образования. Представленные выше работы имеют общие тенденции, на основе которых можно судить о проблемах женского образования в Англии XVII века. Оба автора подчеркивают равенство мужчин и женщин в природных способностях, признают низкое положение женщин из-за недостатка образования и отмечают преимущество женского образования для общества и семьи. Основу женского образования, по их мнению, должно составлять обучение языкам и чтение полезной литературы, изучение философии, математики и риторики, помимо необходимого минимума. Цель женского образования заключалась, по их мнению, в спасении от невежества и духовном росте женщин. Заключение. В статье рассмотрены два трактата женщин-мыслителей, принадлежащих к разным поколениям, но выражающих, несмотря на временной разрыв, во многом схожие идеи и принципы женского образования, и подчеркивающих его необходимость и пользу для общества.
Ключевые слова: 
женское образование, ренессансный феминизм, интеллектуальная семья, ранние английские феминистки, школы для девочек
Библиографический список: 

1. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учебн. пособие для вузов. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М. 1998. – 272 с.
2. Лабутина Т. Л. Мир английской леди. Воспитание, образование, семья. 17-начало 18 века. – М.: Ломоносовъ, 2016. – 256 с.
3. Мортинсон Дж. Англия. Полная история страны. – Москва: Издательство АСТ. 2018. – 352 с.
4. Тревельян Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. - Смоленск: Русич, 2001. – 624 с.
5. Astell M. A Serious Proposal to the Ladies for the Advancement of their True and Greatest Interest. By a Lover of Her Sex. 1694.
6. Donawerth J. Rhetorical theory by women before 1900: An anthology. - Boston: Rowman & Littlefield. 2002. - 337 p.
7. Kersey S.N. Classics in the education of girls and women. – London: Scarecrow Press, Inc. 1981. - 323 p.
8. Makin B. An Essay To Revive the Ancient Education of Gentlewomen, in Religion, Manners, Arts & Tongues, with an Answer to the Objections against this Way of Education. 1673. [Электронный ресурс]. URL: http://digital.library.upenn.edu/women/makin/education/education.html (дата обращения: 14.03.2019)
9. Morley H. The earlier life and the chief earlier works of Daniel Defoe. An essay on projects. - London, 1889.
10. Ostovich H., Sauer E. Reading early modern women: an anthology of texts in manuscript and print 1550-1700. – New York & London: Taylor & Francis Group Inc., 2004. - 520 p.
11. Robin D.M., Larsen A.R., Levin C. Encyclopedia of Women in the Renaissance: Italy, France, and England. - ABC-CLIO. 2007. - 459 p.
12. Ross S. G. The Birth of Feminism: woman as intellect in Renaissance Italy and England. - Harvard University Press, 2010. - 416 p.
13. Sutherland C.M. The eloquence of Mary Astell. – Canada: University of Calgary Press. 2005. - 202 p.
14. Teague F. Bathsua Makin, woman of learning. - London: Associated University Presses, Inc. 1998. - 196 p.