УДК: 
371+37.018+159.922.7
Войнов Виктор Борисович
Доктор биологических наук, главный научный сотрудник, Южный федеральный университет, vvoynov@sfedu.ru, Ростов-на-Дону
Брикунова Светлана Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии, педагогики и дефектологии, Донской государственный технический университет, svetabrik@bk.ru, Ростов-на-Дону

Психофизиологический подход к здоровью с позиций здоровьесберегающей педагогики

Аннотация: 
В статье представляются основные дефиниции психофизиологического подхода к категории «здоровье», которые позволяют наполнить содержанием методологию «здоровьесберегающей педагогики». Доказывается важность контроля качества роста и развития детей, количества их здоровья в текущей работе Школы. Раскрываются подходы к разработке методов и средств формирования, развития и сохранения здоровья учащихся и воспитанников образовательных учреждений. Цель статьи – раскрыть методологические аспекты здоровьесберегающей педагогики с акцентом на начальную школу, представить практические результаты многолетней реализации этих идей в школьных образовательных учреждениях Ростовской области. Методология. Здоровье школьника в контексте обсуждаемых проблем является не только категорией медицинской или философской, сколько – психофизиологической, объединяющей способности ребенка адекватно функционировать, развиваться в заданных условиях. Здоровье – это, в первую очередь, способность взаимодействующих систем его организма обеспечивать реализацию безусловнорефлекторных, инстинктивных программ, фенотипического поведения и умственной деятельности, направленных на социальную, культурную, духовную сферы жизни ребенка конкретного возрастного периода. В статье постулируется, что категория «здоровье» становится все более существенным компонентом разработки концепций модернизации системы образования, организации текущей работы в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: 
здоровье; рост; развитие; здоровьесберегающая педагогика; диагностика; мониторинг; формирование, развитие и сохранение здоровья
Библиографический список: 

1 Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. –2016. – № 2. – С. 5–24.
2 Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся - ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3 (7). – С. 24–35.
3 Баевский P. M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М., Книга по Требованию, 1979. – 298 с.
4 Безруких М. М. Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 7. – С. 3–10
5 Безруких М. М., Войнов В. Б., Кульба С. Н., Шурыгина И. П. Изучение остроты зрения школьников 7-17 лет в динамике обучения // Georgian Medical News. – 2014. – № 12 (237). – С. 55–60
6 Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е издание, переработанное и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
7 Войнов В. Б. Психофизиологические аспекты здоровья человека // Валеология. – 2009. – № 2. – С.73–82
8 Войнов В. Б. Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе: автореф. дис. … д-ра. биол. наук. Астрахань. – 2011. – 46 с.
9 Войнов В. Б., Брикунова С. С. Подготовка учителей для начальной школы в контексте развития парадигмы здоровьесберегающей педагогики // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – C. 280–283.
10 Войнов В. Б., Кульба С. Н., Пожарская Е. Н., Чаусова Л. К. Региональные особенности морфофизиологического развития детей школьного возраста Ростовской области //Международная научная конференция «Население Юга России с древнейших времен до наших дней» (Донские антропологические чтения). Сб. статей (26–30 авг. 2013 г., Ростов-на-Дону, Россия). – Ростов н/Д: Издательство ЮНЦ РАН. – 2013. – С. 108–110
11 Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. – Новосибирск, 2003. – 234 с.
12 Киенко Т. С. Жизнь и здоровье как категории философской аксиологии и философии жизни // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 300–303
13 Кульба С. Н., Войнов В. Б, Пожарская Е. Н., Глумов А. Г., Гапоненко М. В., Соколова Е. Е., Лобанова И. Ю. Особенности индекса массы тела у школьников Ростовской области // Валеология. – 2014. – № 4. – С. 62–69
14 Кураев Г. А., Войнов В. Б. Психофизиологические представления о формировании, развитии и сохранении здоровья человека // Вестник новых медицинских технологий. – 2004. – Т.XI. – № 1–2. – С. 5–60
15 Пожарская Е. Н. Антропоцентрическая парадигма образования - основа здоровьесберегающей педагогической модели современной школы // Валеология. – 2007. – № 2. – С. 47–51.
16 Пожарская Е. Н. Оценка здоровьесберегающей среды образовательного учреждения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «ДГТУ-Принт». – 2014. – 88 с.
17 Сержантов В. Ф., Неволин В. Ф., Едимская Н. А. Теория личности и теория медицины // Философия и медицина. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета. – 1986. – С.187–211.
18 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // КонсультантПлюс. – URL: http//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 16.08.2019).
19 Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С.13-24.
20 Hoffmann, T., Thomas, R., & Del Mar, C., 2014. Communicating school health screening results to parents and children // B. McPherson, & C. J. Driscoll (Eds.), School Health Screening Systems. Pp. 221-236.
21 Cadman, D., Chambers, L.W., Walter, S.D., Ferguson, R., Johnston, N., McNamee, J., 1987. Evaluation of public health preschool child development screening. The process and outcomes of a community program. American Journal of Public Health, 77 (1), pp. 45-51.
22 Schwartz, A.E., Leardo, M., Aneja, S., Elbel, B., 2016. Effect of a school-based water intervention on child body mass index and obesity. JAMA Pediatr. 170, pp. 220–226.
23 Voynov, V.B., Kulba, S.N., Arapova, Yu.Yu., 2017. Growth and development in school-age children from Rostov region, Russia: Comparison between urban and rural settings. HOMO - Journal of Comparative Human Biology. V.68. I.6, pp.465-478.