УДК: 
371+37.018+159.922.7
Кузьменко Марина Алексеевна
Кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог, «Новосибирский НИИгигиены» Роспотребнадзора, oriam2008@yandex.ru, Новосибирск
Сорокина Александра Васильевна
Кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник, «Новосибирский НИИгигиены» Роспотребнадзора, sorokina_av@niig.su , Новосибирск
Онищук Ярослава Игоревна
Врач-невролог, «Новосибирский НИИгигиены» Роспотребнадзора, yonishuk@mail.ru, Новосибирск

Школьно-обусловленная патология органа зрения: причины и пути решения (аналитический обзор)

Аннотация: 
Введение, постановка проблемы. Снижение зрения у школьников за время обучения имеет устойчивую тенденцию за последние 10-15 лет. Самым уязвимым параметром внутришкольной среды признан учебный процесс, который характеризуется высокой зрительной нагрузкой. Цель статьи: по литературным данным выявить факторы риска, которые способствуют формированию школьной близорукости и обозначить пути решения проблемы. Обзор научной литературы по проблеме. Широкое распространение близорукости среди школьников впервые было описано в конце девятнадцатого века, и это связывалось с большой зрительной нагрузкой при обучении. Э.С. Аветисовым в 1965г была выдвинута гипотеза происхождения школьной близорукости, основная роль отводилась процессу аккомодации. Близорукость возникала в случаях длительной зрительной нагрузки на близких расстояниях при слабости аккомодации. Большая роль в патогенезе миопии отводилась также нарушению региональной гемодинамики, дисфункции цилиарной мышцы вследствие расстройства симпатической и парасимпатической иннервации, микроэлементному составу крови. Методология и методы исследования. Методология исследования по проблеме включает анализ 28 литературных источников российских и зарубежных авторов, который показал, что большое влияние на состояние здоровья школьников оказывают медико-социальные факторы риска: нарушение режима зрительной нагрузки, сверхнормативное время, проводимое за электронными носителями информации, малая двигательная активность на свежем воздухе, нерациональное питание, недостаточная продолжительность ночного сна учащихся. Кабинеты охраны зрения детей рассматриваются как эффективная здоровьесберегающая технология в учебных заведениях. Результаты исследования, обсуждение. Изучены также данные различных авторов по распространенности близорукости среди школьников регионов России и Республики Беларусь, городских и сельских школ, выявлена общая тенденция: рост близорукости к концу обучения в школе до 50-60%. Многие авторы проводили офтальмологическое обследование школьников, которое включало в себя: проверку остроты зрения, аккомодации, рефрактометрию и оптическую коррекцию нарушений зрения. В анализируемых исследованиях отмечаются признаки дисплазии соединительной ткани, патологические изменения в костно-мышечной системе, изменение вегетативного баланса, что при значительной зрительной нагрузке, приводит к росту близорукости детского населения. Лабораторными методами исследовалось содержание кальция, магния, железа в сыворотке крови и выделение гликозаминогликанов с мочой. Выводы. Систематизированы литературные данные о причинах снижения зрения у школьников. Накоплен достаточный опыт, чтобы сформулировать интегрированный комплексный подход к решению этой проблемы, включающий в себя гигиенический, медицинский, педагогический аспект, в формировании в детском возрасте принципов здорового образа жизни и ответственности за свое здоровье.
Ключевые слова: 
школьно-обусловленная патология, зрительная нагрузка на близком расстоянии, миопия, дисплазия соединительной ткани, здоровьесберегающая среда
Библиографический список: 

1. Аверина С. В. Гигиеническая оценка факторов образа жизни, формирующих здоровье младших школьников (на примере г. Красноярска): дис. … канд. мед. наук. Красноярск. – 2015. – 168 с.
2. Аветисов Э. С. Близорукость. – М.: Медицина. – 2002. – 285 c.
3. Березина Т. Г. Значение родовых повреждений позвоночных артерий в развитии близорукости у детей (неврологические аспекты проблемы): автореф. дис. сертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. – Казань. – 1983. – 21с.
4. Богомолова Е. С., Котова Н. В., Леонов А. В., Киселева А. С., Бадеева Т. В. Оценка медико-социальных факторов риска развития отклонений в здоровье у школьников //Вестник Уральской государственной медицинской академии, 2012, выпуск № 24. – С.44–50.
5. Богомолова Е. С. Кузмичев Ю. Г., Бадеева Т. В., Писарева А. Н., Ашина М. В., Жулин Н. В. Динамика распространенности школьно-обусловленных заболеваний у детей и подростков г. Н. Новгорода (1980-2018г.г.) //Здравоохранение и медицинские науки – от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. – Москва, 2016. – С. 33–36.
6. Гузик О. Е. Гигиеническая характеристика здоровья школьников г. Минска //Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине; под ред. чл.-корр. РАМН, профессора В. Р. Кучмы. – Москва, 2012 . – С.115–117.
7. Заяц О. В. Изучение распространенности нарушения зрения у школьников города Гродно //Здравоохранение и медицинские науки – от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. – Москва, 2016. – С.115–116.
8. Кузьменко М. А. Компьютерный зрительный синдром и формирование близорукости и пользователей персональных компьютеров: автореф. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. – Москва, 2010. – 24 с.
9. Кузнецова М. В. Причины развития близорукости и ее лечение. – М., 2005.– 168 с.
10. Кулешова О. Н. Первичная ювенильная глаукома: патоморфогенез, клинико-функциональные особенности, лечение: автореф. дис. … д-ра мед. наук.– Новосибирск, 2007. – 37 с.
11. Кулешова О. Н., Садовая Т. Н. Фенотипические проявления синдрома дисплазии соединительной ткани при первичной ювенильной глаукоме и миопии //Сибирский консилиум. Новосибирск. Научный центр клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения РАМН. – 2007. – № 3. – С. 21–24.
12. Люткевич А. А. Изменения вегетативной регуляции и церебральной гемодинамики при шейно-черепном синдроме, методы коррекции: автореф. … дис. канд. мед. наук. – Новосибирск, 2008.– 21 с.
13. Люткевич А. А., Кузьменко М. А., Ивлева Г. П., Несина И. А., Потеряева Е. Л. методы оценки и коррекции состояния вегетативной регуляции у больных с основными формами профессиональной патологии от перенапряжения опорно-двигательного аппарата и органа зрения // Информационно-методическое письмо,Новосибирск, 2013.- 10с.
14. Молдованов В.В. Оценка риска для здоровья детей во взаимосвязи с факторами внутренней среды в образовательных учреждениях //Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине; под ред. чл.-корр.РАМН, профессора В. Р. Кучмы. – Москва, 2012. – С. 259–260.
15. Молдованов В. В., Сафонкина С. Г. Совершенствование методологии управления здоровьем детей, обучающихся в образовательных учреждениях мегаполиса //Здоровье населения и среда обитания. – 2014. – № 1. – С. 14–16.
16. Мыльникова И. В. Ефимова Н. В., Елфимова Т. А. Условия обучения и состояние здоровья обучающихся городских и сельских общеобразовательных организаций Иркутской области //Здравоохранение и медицинские науки – от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. – Москва, 2016. – С. 207–209.
17. Нечаева Г. И., Яковлев В. М., Конев В. П., Друк И. В. Дисплазия соединительной ткани: основные клинические синдромы, формулировка диагноза, лечение. //Лечащий врач. – 2008. – № 2. – С. 22–28.
18. Пац Н .В., Илбуть В. А., Марцинкевич Д. Н. Первичная профилактика в структуре рисков снижения зрения у студенческой молодежи Беларуси при использовании электронной литературы //Здравоохранение и медицинские науки – от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. – Москва, 2016. – С. 230–237.
19. Поликарпов А. В., Александрова Г. А., Голубев Н. А Заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2017г. //Сборник статистических материалов. – Часть V.- Москва, 2018. – С.49–53.
20. Попова О. Л. Внедрение компьютерных технологий на начальном этапе обучения и проблемы охраны зрения учащихся //Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине; под ред. чл.-корр. РАМН, профессора В.Р. Кучмы.-Москва, 2012 .-С.332-333.
21. Разумов А. Н., Овечкин И. Г., Бобровницкий И. П., Шакула А. В. Восстановительная офтальмология. - М.- 2006. – 94 с.
22. СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: утв. постановлением гос. санитар. врача Рос. Федерации от 03.06.2003 № 118 //Российская газета. – 2003. – 21 июня. – № 120.
23. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях : утв. постановлением гос. санитар. врача Рос. Федерации от 29.12.2010 № 189 //Российская газета. – 2011. – 16 марта. – № 54.
24. Скоблина Н. А., Добрук И. В., Цамерян А. П., Сапунова Н. О., Цепляева К. В., Гудинова Ж. В., Скоблина Е. В. Использование технологии «Кабинет охраны зрения детей» в образовательной организации //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, 2016. – № 2. – С. 39–42.
25. Смирнова И. Ю., Предигер В. М., Потыкова Ю. А. Эпидемиология нарушений рефракции, аккомодации и вергенции у школьников Сибири. //Современная оптометрия. –2017. – № 2. – С.19–29.
26. Шапошникова М. В., Богомолова Е. С., Бадеева Т. В., Ашина М. В. Оценка санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений с разной интенсивностью учебного процесса //Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине; под ред. чл.-корр. РАМН, профессора В.Р. Кучмы. –Москва, 2012. – С. 446–448.
27. Konrad M. Resent advances in molecular genetics of hereditary magnesium-losing disorders. Konrad M., Weber S. // J Am Soc Nephrol. – 2003. – 14 (1). – P.249–260.
28. Welk, G. J. Measurement issues in the assessment of physical activity in children / G. J. Welk, C. B. Corbin, D. Dale // Res. Q. Exerc. Sport. – 2000. – Vol. 71, Suppl. 2. – Р. S59–S73.