УДК: 
371.4
Мясников Владимир Афанасьевич
Доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, главный научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики, Институт стратегии развития образования РАО, ., Москва
Тагунова Ирина Августовна
Доктор педагогических наук, доцент, заведующая лаборатории педагогической компаративистики, Институт стратегии развития образования РАО, Tagunovair@mail.ru, Москва

Культура образования и обучения в изменяющемся мире

Аннотация: 
В статье рассматриваются феномены «культура образования» и «культура обучения». Авторы статьи анализируют роль и место одноименных феноменов в изменяющемся мире в процессе глобализации. В контексте описания состояния развития образования на современном этапе исследователи разводят понятия «культура образования» и «культура обучения», показывают возможности и условия их взаимодействия и причины несовпадения. Авторы статьи делают попытку объяснить, почему культуры обучения глобилизируются проще, нежели культуры образования. В статье показано, что стремление к переменам, лучшей жизни и развитию экономики, а также сильная государственная воля могут способствовать изменению не только культуры обучения, но также культуры образования; что в то время, как ряд стран (такие традиционные культуры, бережно сохраняющие свои национальные особенности на протяжении веков, как восточноазиатские системы образования) в целях экономического развития пожертвовали своими традициями в образовании, другие страны по-прежнему стараются сохранять свои традиции в образовании несмотря на серьезные отставания в экономическом развитии. В работе охарактеризованы разные типы культурных педагогических моделей, показаны их различия и противоречия. Авторы статьи также указали на ситуации, когда необходимо прислушиваться к культуре образования других стран.
Ключевые слова: 
культура, образование, обучение, изменяющийся мир, глобализация, страны
Библиографический список: 

1. Areas K. The Field of Culture: The Standards as a Model for Teaching Culture // The Modern Language Journal. – 2010. – Vol. 94, no. 2. – P. 321–324.
2. Bruner J. The Culture of Education. – Cambridge: Harvard Univ. Press, 1996. – P. 220–224.
3. Cheng Kai-ming. Does Culture Matter? Education reforms in East Asia // Reve Internationale D’education de Sevres. – 2014. – No. 6. – P. 10–15.
4. Goffman E. Frame Analysis: An Essay on Organization of Experience. New York: Harper Colophon, 1974. – 120 p.
5. Klein J. I. Changing the Culture of Urban Public Education [Электронный ресурс] // Harvard Law and Policy Review. – 2018. – URL: https://harvardlpr.com/online-articles/changing-the-culture-of-urban-pub... (дата обращения: 10.02.2020).
6. Kumpulainen K., Renshaw P. Cultures of learning // International Journal of Educational Research. – 2007. – No. 46 (3–4). – P. 109–115.
7. The Oxford companion to the English language / ed. T. McArthur. – Oxford: Oxford University Press, 2009. – 125 p.
8. Internet access mode: Educational culture – Council of Europe [Электронный ресурс]. – URL: https://www.coe.int/en/web/lang-migrants/educational-culture-/-tradition... (дата обращения: 04.01.2020).
9. Internet access mode: Education Talks: Why cultural education matters [Электронный ресурс]. – URL: https://www.schooleducationgateway.eu/en/pub/viewpoints/interviews/cultu... (дата обращения: 11.01.2020).
10. Zhang J. Educational Diversity and Ethnic Cultural heritage in the process of Globalization // International Journal of Anthropology and Ethnology. – 2019. – Vol. 3, no. 7. – P. 23.