УДК: 
378+008+13
Чапля Татьяна Витальевна
Доктор культурологии, доцент, профессор кафедры теории, истории культуры и музеологии, Новосибирский государственный педагогический университет, chap_70@mail.ru, Новосибирск

Образовательное пространство: особенности и способы его функционирования в рамках культурного пространства

Аннотация: 
Введение. Процессы развития личности, социализации и инкультурации напрямую связаны с особенностями развития культурного пространства и одной из его форм – образовательного пространства определенной исторической эпохи и общества. Выявление особенностей и места образовательного пространства, его роли в формировании субъектов и их групп в связи с этим становятся актуальными. Цель статьи заключается в выявлении особенностей существования и функционирования образовательного пространства как одного из видов культурного пространства. Методология и методы исследования. Методология представлена: 1) феноменологическим подходом, позволяющим выявить границы и природу основных понятий «культурное пространство», «образовательное пространство»; 2) структурно-функциональным подходом, предопределившим исследование образовательного и культурного пространств как системных явлений с точки зрения выполнения ими определенных функций; 3) антропологическим подходом, фиксирующим внимание на смысловых феноменах, лежащих в основе субъективных и групповых измерений культурного и образовательного пространств. Результаты. Можно сказать, что образовательное пространство включает в себя различные образовательные среды, связанные с индивидуальными особенностями развития личности, носящими осознанный и неосознанный характер; оказывает непосредственное влияние на процессы социализации и инкультурации, делающие человека не только членом определенного общества и представителем определенной культуры, но и способствующие саморазвитию и самоидентификации субъекта в различных ситуациях взаимодействия. Заключение. Таким образом, образовательное пространство является одной из форм существования культурного пространства, основным свойством которого служит передача социального опыта.
Ключевые слова: 
культурное пространство, образовательное пространство, культурная среда, образовательная среда, социализация, инкультурация
Библиографический список: 

1. Ахметова М. Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 5. – С. 30–36.
2. Видеркер В. В. Культурологическое образование как социокультурный фактор развития личности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 138–142.
3. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. – 2015. – № 6. – С. 23–28.
4. Ильина О. И. Философия поступка в образовательном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 35 (289). – С. 84–90.
5. Касторнова В. А., Дмитриев Д. А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 2 (18). – С. 83–90.
6. Клячкина Н. Л. Культурно-образовательное пространство. Сюмат. // Наука и современность. Педагогические науки. – 2010. – №. 3–1. – С. 248–253.
7. Леонова О. А. Образовательное пространство и образовательная среда: опыт сопоставления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 1 (25). – С. 9–12.
8. Лукин А. Н. Хронотоп культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2009. – № 4 (20). – С. 38–45.
9. Политковская К. В. Культурное пространство в современной науке // Вестник СПбГУКИ. – 2018. – № 1 (34). – С. 25–29.
10. Пономарев Р. Е. Образование и образовательное пространство // Вестник Московского университета. Серия: Педагогическое образование. – 2011. – № 1. – С. 16–22.
11. Свирида И. И. Пространство и культура: аспекты изучения // Славяноведение. – 2003. – № 4. – С. 14–24.
12. Тихомирова Е. Е. Нормативное пространство современной культуры и школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 108–113.
13. Туктамышев Н. К. Структура и функции образовательного пространства // Известия КГАСУ. – 2012. – № 2 (20). – С. 305–310.
14. Флиер А. Я. Культурологическая интерпретация социальной реальности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. – 2016. – № 3 (47). – С. 39–46.
15. Харламов А. В. Информационные барьеры и социальное отчуждение в современном коммуникативном пространстве // Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развития: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции с международным участием / под ред. И. В. Архиповой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – С. 135–139.
16. Цукерман В. С. Единое социокультурное пространство: аспекты рассмотрения // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2009. – № 2 (18). – С. 49–55.
17. Flier A. Ya. Culture as a space and time of social being [Электронный ресурс] // Culture of culture. – 2016. – № 3 (11). – URL: http://cult-cult.ru/culture-as-space-and-time-of-social-being/ (дата обращения: 09.03.2020).