УДК: 
374+376
Никульников Антон Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, a.nik@ngs.ru, Новосибирск

Организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря

Аннотация: 
Введение. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей с ограниченными возможностями здоровья и создает одинаковую позицию по отношению к всем детям без исключения. Важное место в реализации инклюзивного образования занимают учреждения отдыха и оздоровления детей и подростков, так как детский оздоровительный лагерь обладает уникальными возможностями для отдыха, оздоровления, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи – анализ положительного опыта детского оздоровительно-спортивного центра «Орбита» по организации профильной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья. Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является личностно-ориентированный подход, при котором в основание ставится самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения. Значительный вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова, И. С. Якиманская и др. В исследовании использовались теоретические методы: анализ, синтез, и эмпирические методы: наблюдение, анкетирование. Результаты исследования. Проведение профильной смены «Уроки доброты» позволило включить детей с ограниченными возможностями здоровья в активную деятельность, развить их творческий потенциал, расширить круг общения семей, воспитывающих таких детей, содействовать формированию определенного уровня социокультурной толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья. Заключение. Инклюзивное образование является не только одним из видов современного образования в любом образовательном учреждении, а гораздо более широким социокультурным явлением, отражающим гуманистические принципы отечественной педагогики.
Ключевые слова: 
инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, отдых и оздоровление, детский оздоровительный лагерь
Библиографический список: 

1. Апажихова Н. В. Педагогические условия организации социально-культурной деятельности детей и подростков в период летнего оздоровительного отдыха: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2003. – 23 с.
2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. – М.: ЛитРес, 2011. – 200 с.
3. Дети-инвалиды: реабилитация, соц. защита / сост. Н. Щербакова, Л. Туаева. – М.: Просвещение, 2000. – 159 с.
4. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. – Саратов: Науч. кн., 2003. – 253 с.
5. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] // Энциклопедия ньюсмейкеров. – URL: https://news_enc.academic.ru/6863 (дата обращения: 20.01.2020).
6. Лунегова Е. К. Формирование психологической готовности к деятельности с детьми-инвалидами у будущих специалистов социальной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2008. – 16 с.
7. Никульников А. Н. Детские оздоровительные лагеря в системе дополнительного образования // Подготовка педагогов для работы
с детьми с ограниченными возможностями в детских оздоровительных лагерях Новосибирской области: сборник статей. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 134 с.
8. Организация специальных образова-тельных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / отв. ред. С. В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.
9. Тормышева С. Н., Лебедева Н. В. Социальная интеграция детей-инвалидов // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2016. – № 1. – С. 29–34.
10. Федосеева О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 344–346. – URL: https://moluch.ru/archive/56/7710 (дата обращения: 20.01.2020).
11. Hantson J., Wang P. P., Grizenko-Vida M., Harvey W., Joober R. Effectiveness of a therapeutic summer camp for children with ADHD: Phase
I clinical intervention trial // Journal of Attention Disorders. – 2012. – № 16. – P. 610–617.