УДК: 
796.92:373.5
Тагаева Гульмира Сарыгуловна
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией теории и практики оценивания достижений учащихся, Кыргызская академия образования, gulmira-tagaeva@mail.ru, Бишкек

Инструментарий оценивания предметных и ключевых компетентностей учащихся 4-го класса по русскому языку в школах с кыргызским языком обучения

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье речь идет о содержании и целях разработанного нами инструментария оценивания компетентностей учащихся 4-го класса по русскому языку в школах с кыргызским языком обучения. Целью статьи является описание разработки и апробации инструментария оценки образовательных достижений учащихся 4-х классов по предмету «Русский язык» на компетентностной основе. Описана процедура разработки теста определения уровня сформированности компетентностей по русскому языку детей 11–13 лет. Методология. Исследование проведено на основе компетентностного подхода к оценке достижений учащихся. Представлены результаты пилотирования инструментариев в некоторых школах Бишкека, показано соответствие полученных результатов тем результатам, которые прописаны в предметном стандарте по русскому языку. В заключении сделан вывод о том, что ориентация обучения предмету «Русский язык» на ожидаемый результат приведет к повышению качества образования.
Ключевые слова: 
инструментарий оценивания, предметный стандарт по русскому языку, ключевые компетентности, предметные компетентности, русский язык как неродной, ожидаемые результаты
Библиографический список: 

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий [Электронный ресурс]. – URL: https://hum.edu-lib.com/szbrannoe/avanesov-v-s-kompozitsiya-testovyih-za... (дата обращения: 15.02.2020).
2. Балыхина Т. М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного): учебное пособие. – М.: Русский язык. Курсы, 2006. – 240 с.
3. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник. – М.: Логос, 2010. – 668 с.
4. Курдюкова Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1997. – 201 с.
5. Луцай Е. В. Контроль и оценка личностных достижений учащихся в современной развивающейся школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Псков, 2001. – 18 с.
6. Мамытов А., Тагаева Г. С. Оценка образовательных достижений учащихся начальной школы. – Бишкек: Изд. КАО, 2018. –167 с.
7. Мамытов А., Мыкыева М. Определение продолжительности тестирования образовательных достижений учащихся начальных классов // Известия КАО. – 2013. – № 2 (26). – С. 3–7.
8. Об утверждении Государственного образовательного стандарта общего среднего образования в Кыргызской Республике [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Кыргызской Республики № 403 от 21 июля 2014 года. – URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/96690 (дата обращения: 15.02.2020).
9. Переверзев В. Ю. Моделирование процесса критериально-ориентированного педагогического тестирования курсантов вузов: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2000. – 198 c.
10. Предметный стандарт по предмету «Русский язык» для 1–4 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Бишкек, 2019. – URL: https://edu.gov.kg/ru/schools/standarttar/ (дата обращения: 15.02.2020).
11. Программа по русскому языку как второму для 1–4 классов средних общеобразовательных школ с кыргызским, узбекским, таджикским языками обучения Кыргызской Респулики. – Бишкек, 2019. – 32 с.
12. Тагаева Г. С., Байсалов Дж., Казиева Г., Чеснокова Г. С. Предваряя реформы в образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 184–188.
13. Челышкова М. Б. Теоретико-методологические и технологические основы адаптированного тестирования в образовании: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2001. – 324 c.
14. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
15. Gronlund N. E. How to construct achievement test. Englewood Cliffs. – N. J.: Prentice-Hall, 1988. – 160 p.