УДК: 
378
Шкерина Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, shkerina@mail.ru, Красноярск
Кейв Мария Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, mkejv@yandex.ru, Красноярск

Проектирование магистерских программ по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование в условиях перехода на фгос во 3++

Аннотация: 
Учебная практика как компонент магистерских программ по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование мало изучена, хотя имеет большой потенциал для формирования компетенций обучающихся в процессе теоретического обучения. Это позволяет констатировать проблему исследования, которая состоит в определении дидактического потенциала учебной практики и условий ее реализации для повышения результативности формирования компетенций будущих магистров в процессе теоретического обучения в условиях реализации ФГОС ВО 3++. Цель статьи – определить принципы проектирования и разработать модель магистерской программы подготовки педагогов на основе интеграции теоретического обучения и учебной практики. Методология. Методологическую основу исследования составили дуальный, компетентностный и контекстный подходы к обучению. В исследовании использованы методы анализа специальной литературы и нормативных документов, педагогического моделирования и проектирования. Результаты исследования. Сформулированы и обоснованы основные принципы проектирования образовательных магистерских программ по направлению подготовки «Педагогическое образование»: модульность, дуальность, дисциплинарно-практическая интеграция, вариативность, контектность. На основании этих принципов авторами создана примерная основная образовательная программа, которая представлена в Реестре примерных основных образовательных программ высшего образования (проекты программ).
Ключевые слова: 
дуальный подход, интеграция, образовательные модули, теоретическая подготовка, учебная практика
Библиографический список: 

1. Абишев А. А., Воробьев А. Е., Мурзаева А. К. Дуальная технология обучения студентов в системе высшего образования Республики Казахстан // Человек. Общество. Инклюзия. – 2017. – № 4 (32). – С. 92–102.
2. Булах К. В., Жукова Н. Н. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского Союза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – 2017. – Вып. 4 (208). – С. 57–64.
3. Гаффаров Ф. Х., Хикматуллаева Д. А. Преимущества дуальной системы обучения для производства и в образовательных организациях // Вестник науки. – 2019. – Т. 3, № 11 (20). – С. 37–41.
4. Григорьева Н. В., Швец Н. А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 395–302.
5. Есенина Е. Ю. Особенности дуальной системы обучения в Германии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 841–848.
6. Жукова Н. Н. Сотрудничество стран Европейского Союза в рамках развития дуальной системы профессионального образования и обучения // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 3-4 (47). – С. 60–63.
7. Клеветова Т. В., Смыковская Т. К. Вопросы проектирования основной образовательной программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование» в условиях перехода на ФГОС ВО 3++ (на примере магистерской программы «Физическое образование») // Грани познания. – 2018. – № 3 (56). – С. 31–37.
8. Косарев Н. Ф., Рахимова Л. Р. Модель подготовки специалиста на основе принципов дуального обучения // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 4 (45). – С. 418–422.
9. Листвин А. А. Дуальная система профессионального обучения: условия применения в России // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 3 (64). – С. 118–122.
10. Мутиева Т. А. Дуальная система профессионального обучения: опыт Германии и реализации России // Science Time. – 2015. – № 12 (24). – С. 560–564.
11. Певзнер М. Н., Шерайзина Р. М., Петряков П. А. Поиск инновационных стратегий проектирования междисциплинарных магистерских программ // Человек и образование. – 2013. – № 4 (37). – С. 16–22.
12. Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование [Электронный ресурс]. – URL: http://пооп.рф/poop/16da1e86ec264e039274396b5f501ed9 (дата обращения: 07.02.2020).
13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 27.01.2020).
14. Рябухин П. Б. Дуальное обучение – шаг вперед в подготовке квалифицированных кадров [Электронный ресурс]. – URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/1/articles/2_6.pdf (дата обращения: 27.01.2020).
15. Старостина С. Е., Токарева Ю. С. Подходы к проектированию магистерской программы «Физико-математическое образование» // Высшее образование в России. – 2017. – № 11 (217). – С. 98–108.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образование – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 27.01.2020).
17. Шкерина Л. В., Шкерина Т. А. Дидактический потенциал междисциплинарных учебных модулей в формировании профессиональных компетенций будущих магистров-педагогов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2019. – № 1 (47). – С. 72–79.
18. Шкерина Л. В., Бочарова Ю. Ю., Багачук А. В. Основные подходы и принципы проектирования магистерских образовательных программ подготовки педагогов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2019. – № 4 (50). – С. 97–106.
19. Schelten A. Einfuhrung in die Berufspedagogik. – Stuttgart, 1991.
20. Support Mechanisms for Evidence-based Policy-Making in Education. Eurydice Report. European Commission / EACEA / Eurydice. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.
21. Zech R. Learner Oriented Quality certification for Further Education Organizations. Guidelines, Version 3. – Hannover, 2007.
22. Zholdasbekova S., Nurzhanbayeva Z., Smatullaevna L. The Conceptual Model of Future Teachers Training to Dual Education in Vet (Vocational Education & Training) // International Journal of Environmental & Science Education. – 2016. – № 11 (7). – Р. 1527–1538.