УДК: 
378.046.4
Цыбанёва Валентина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института иностранных языков, Московский городской педагогический университет, valentinatsybaneva@yandex.ru, Москва
Серединцева Анна Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волжский филиал Волгоградского государственного университета, anna_seredinceva@mail.ru, Волжский

Особенности разработки дополнительной профессиональной программы для учителей английского языка с учетом их профессиональных запросов

Аннотация: 
Введение. Актуализируется проблема разработки дополнительной профессиональной программы с учетом современных требований к профессиональной компетентности учителя английского языка. Особое внимание уделяется рассмотрению вопроса повышения уровня иноязычной коммуникативной компетенции учителя английского языка. Цель исследования заключается в анализе профессиональных дефицитов учителей английского языка и разработке на основе проведенной диагностики дополнительной профессиональной программы, направленной на удовлетворение учебных потребностей учителя. Методология и методы исследования. В ходе исследования нами использовались следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; метод анкетирования и интервьюирования, беседа; педагогическое наблюдение и обобщение педагогического опыта. Результаты. Проанализированы принципы обучения взрослых иностранным языкам, которые необходимо учитывать при обучении учителей иностранных языков. Обозначены и аргументированы условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции учителя английского языка в рамках обучения по дополнительной профессиональной программе. Рассмотрены приоритеты, которые необходимо учитывать при составлении программы обучения учителей английского языка. Выделены и охарактеризованы инструменты оценки успеваемости обучающихся (учителей английского языка). Показаны их роль и значение в понимании и интерпретации полученных результатов, а также ценность исследования при разработке дополнительной профессиональной программы, которая должна соответствовать учебным предпочтениям и ожиданиям учителей.
Ключевые слова: 
дополнительная профессиональная программа, иноязычная коммуникативная компетенция, учитель английского языка, принципы обучения взрослых, профессиональные дефициты
Библиографический список: 

1. Ершов Д. И. Роль процесса повышения квалификации преподавателей и учителей иностранного языка в современном мире // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 46. – С. 237–246.
2. Казакова М. А. Профессиональная переподготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2012. – № 1. – С. 98–102.
3. Кашина Е. Г. Инновационные формы повышения квалификации учителей иностранного языка // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2016. – № 1. – С. 113–116.
4. Крузе Б. А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 2-2. – С. 19–28.
5. Махмурян К. С. Концептуальные основы подготовки учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования. – М.: Наука: Флинта, 2005. – 334 с.
6. Соловова Е. Н., Боголепова С. В. Современные подходы к определению профессиональной квалификации преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 4. – С. 36–45.
7. Assessing Learner Needs in the Adult ESL Classroom [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cal.org/caela/scb/III_A_AssessingLearnerNeeds.pdf (дата обращения: 17.11.2019).
8. Cohen A. D. Strategies in Learning and Using a Second Language. – London; New York: Longman, 1998. – 305 p.
9. David Kolb’s learning styles model and experiential learning theory (ELT) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.businessballs.com/kolblearningstyles.htm (дата обращения: 17.11.2019).
10. Ellis R. Understanding second language acquisition. – Oxford: Oxford University Press, 2015. – 365 p.
11. Lightbown P. M., Spada N. How Language are Learned. – Oxford: Oxford University Press, 1999. – 192 p.
12. Lindsay C., Knight P. Learning and Teaching English. – Oxford: Oxford University Press, 2006. – 188 p.
13. McCafferty S. G., Jacobs G. M., Iddings C. Cooperative learning and second language teaching. – New York: Cambridge University Press, 2006. – 240 p.
14. Nunan D. Lerner-Centred Curriculum. – Cambridge: Cambridge University Press, 1988. – 196 p.
15. Richards J., Farrell T. Professional Development for Language Teachers: Strategies for Teacher Learning. – Cambridge: Cambridge University Press, 2005. – 200 p.
16. Richards J., Lockhart C. Reflective Teaching in Second Language Classrooms. – Cambridge: Cambridge University Press, 1996. – 232 p.
17. Shin S. Preparing non-native English-speaking ESL teachers // Teacher Development. – 2008. – Vol. 12. – P. 57–65.
18. Skinner D. Effective Teaching and Learning in Practice. – London: Continuum International Publishing Group Ltd, 2010. – 176 p.
19. Stern H. Fundamental Concepts of Language Teaching. – Oxford: Oxford University Press, 1983. – 582 p.
20. Wallace S. Teaching, Tutoring and training in the Lifelong Learning Sector. – Learning Matters Ltd, 2007. – 240 p.
21. Yalden J. Principles of Course Design for Language Teaching. – Cambridge: Cambridge University Press, 1987. – 207 p.
22. Yule G. The Study of Language. – Cambridge: Cambridge University Press, 2010. – 320 p.