УДК: 
[378.016:811]:371.333
Куламихина Ирина Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Омский государственный аграрный университет, iv.kulamikhina@omgau.org, Омск
Есмурзаева Жанбота Бауржановна
Кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Омский государственный аграрный университет, yesmurzaeva@mail.ru, Омск
Марус Максим Леонидович
Кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Омский государственный аграрный университет, max_marus@bk.ru, Омск
Закотнова Полина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Омский государственный университет, zakotnova@mail.ru, Омск

Педагогические технологии развития визуальной грамотности студентов ветеринарных специальностей в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку

Аннотация: 
Развитие цифровой коммуникации определило значимость умений визуальной грамотности, необходимых специалистам в любой профессиональной деятельности. Перед преподавателями иностранного языка остро встает проблема развития визуальной грамотности обучающихся вуза. Цель статьи – определить эффективные педагогические технологии, направленные на развитие визуальной грамотности студентов ветеринарных специальностей, изучающих английский язык для специальных целей в Омском государственном аграрном университете. Методология и методы исследования. Концептуальные идеи B. A. Seels о содержании понятия визуальной грамотности. Системный подход к определению структуры визуальной грамотности. Личностно-деятельностный подход к обучению и оцениванию умений визуальной грамотности. Принципы критического мышления к отбору педагогических технологий. Результаты исследования. Определены наиболее эффективные педагогические технологии развития умений визуальной грамотности студентов: технология «Reading Circles»; применение концептуальных карт; «направляемые» дискуссии на основе изображения; технология «storytelling». Результаты предварительного тестирования, педагогическое наблюдение и итоговая оценка достижений студентов после прохождения курса указывают на положительную динамику развития умений визуальной грамотности обучающихся. Заключение. Полученные результаты подтвердили эффективность описанных педагогических технологий. Студенты, прошедшие этот курс, значительно повысили уровень умений визуальной грамотности. Наиболее значительные результаты наблюдались у студентов с хорошими когнитивными способностями и коммуникативными навыками. Несмотря на положительную динамику развития умений визуальной грамотности, сохраняется необходимость дальнейшей работы над развитием и совершенствованием визуальных умений.
Ключевые слова: 
визуальная грамотность, визуальное мышление, критическое мышление, коммуникативная компетенция, студент ветеринарной специальности, высшее образование
Библиографический список: 

1. Мартынова А. Г. Формирование визуальной грамотности как компонента иноязычной коммуникативной компетенции // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (30). – С. 133–139.
2. Anderson K., Robinson E., Rhonda S., Brynteson K. Teaching Visual Literacy: Pedagogy, Design and Implementation, Tools, and Techniques // Essentials of Teaching and Integrating Visual and Media Literacy / eds. D. Baylen, A. D’Alba. – Cham: Springer, 2015. – P. 265–290. – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-05837-5_14.
3. Bleed R. Visual Literacy in Higher Education // EDUCAUSE Learning Initiative Explorations. – 2005. – № 1. – P. 1–11.
4. Bowen T. Assessing Visual Literacy: A Case Study of Developing a Rubric for Identifying and Applying Criteria to Undergraduate Students Learning // Teaching in Higher Education. – 2017. – № 22. – P. 705–719. – DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2017.1289507.
5. Brumberger E., Northcut K. Meeting the Challenge of Teaching Visual Communication // Designing Texts: Teaching Visual Communication / eds. E. Brumberger, K. Northcut. – New York: Baywood Publishing, 2013. – P. 1–7.
6. Chalikandy M. A Comprehensive Method for Teaching English for Specific Purpose // Arab World English Journal. – 2013. – № 4 (4). – P. 310–322.
7. Goldstein B.Visual Literacy in English Language Teaching [Электронный ресурс] // Part of the Cambridge Papers in ELT Series. – Cambridge: University Press, 2016. – 12 p. – URL: http://languageresearch.cambridge.org/images/Language_Research/Cambridge... (дата обращения: 02.02.2020).
8. Hartsell T. Mapping Concepts for Learning // Essentials of Teaching and Integrating Visual and Media Literacy / eds. D. Baylen, A. D’Alba. – 2015. – P. 203–215. – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-05837-5.
9. Kulamikhina I. V., Birova J., Alipichev A. Yu., Vasbieva D. G., Kalugina O. A. Developing Communication and Critical Thinking through Creative Writing in English and French Language: Analysis of Classroom Management Strategies // Komunikacie. – 2018. – № 20(1). – P. 115–130.
10. Kulamikhina I. V., Esmurzaeva Z. B., Vasbieva D. G., Alipichev A. Yu. Supporting English Competence Development in University Teachers: Principles and Practices // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. – 2019. – № 6 (1). – P. 256–268.
11. Milosevic D. Using Video Materials in English for Technical Sciences: A Case Study // New Developments in ESP Teaching and Learning Research / eds. Sarré C., Whyte S. – 2017. – P. 15–30. – DOI: https://doi.org/10.14705/rpnet.2017.cssw2017.743.
12. Nganga T. K., Yunusa H. M., Hashim N. H. Soft Skills Integration in Teaching Professional Training: Novice Teachers’ Perspectives // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – № 186. – P. 835–840.
13. Novikova Y. B., Alipichev A. Yu., Kalugina O. A., Esmurzaeva Z. B., Grigoryeva S. G. Enhancement of socio-cultural and intercultural skills of EFL students by means of culture-related extra-curricular events // XLinguae. – 2018. – № 11 (2). – P. 206–217.
14. Seels B. A. Visual Literacy: The Definition Problem // Visual Literacy: A Spectrum of Visual Learning / eds.D. M. Moore, F. M. Dwyer. – Englewood Cliffs: Educational Technology Publications, 1994. – P. 97–112.
15. Walker D., Roberts J., Mehlhorn J. The Importance of Soft Skill Development for Veterinary Technology Graduates and Veterinary Businesses // Business and Economic Research. – 2015. – № 5 (2). – P. 315–326. – DOI: http://dx.doi.org/10.5296/ber.v5i2.8328.