УДК: 
378.14
Грибукова Оксана Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, oxana_grib@mail.ru, Новосибирск

Педагогическая модель подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Анализируются данные готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ, определены функции, содержание, цели, задачи, критерии и показатели, представляются перспективы развития этой проблемы. Цель статьи – подтвердить социальный запрос, обосновать необходимость разработки педагогической модели и описать некоторые ее компоненты. Методология: изучается педагогический опыт на примере выявления социального запроса подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ОВЗ. Авторы описывают необходимость разработки педагогической модели, рассматривая компоненты подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ. Заключение: делается вывод о том, что, оценивая свою подготовку, респонденты показали низкий уровень понимания и владения информацией, необходимой для улучшения и поддержания специального и инклюзивного образования с детьми с ОВЗ. Важнейшим условием успешной реализации инклюзивного образования является педагогическая модель профессиональной готовности будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ, результатом этой подготовки является сформированный уровень готовности к работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: 
дети с ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; педагогическая модель; профессиональная готовность; студенты, педагоги; профессиональная деятельность; педагогические условия; компоненты подготовки; образование; обучение и воспитание
Библиографический список: 

1. Акутина С. П. Проблема готовности педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26118 (дата обращения: 09.11.2019).
2. Грибукова О. Г. Формирование профессионально-личностной готовности будущих дефектологов к работе с проблемными детьми как целостный педагогический процесс // Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей: материалы XI (XLIII) Междунар. науч.-практ. конф. / сост. Д. Ю. Ногтев. – Кемерово, 2016. – С. 79–81.
3. Корнеев Д. Н., Корнеева Н. Ю., Саламатов А. А. Инклюзивная компетентность педагога профессионального обучения: от идеи к диссеминации педагогического опыта // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 116–120.
4. Липунова О. В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27567 (дата обращения: 09.11.2019).
5. Шкатова Е. А., Грибукова О. Г. Теоретико-практические аспекты формирования профессиональной компетентности у студентов в процессе самостоятельной работы [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – С. 84–88. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76108.htm. (дата обращения: 01.10.2019).
6. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук. – Калининград, 2016. – 390 с.
7. Юденкова И. В., Щенникова С. В. Новые возможности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС второго поколения // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 2 (39). – С. 25–27.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Контрольный текст на 01 марта
2016 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf#st69 (дата обращения: 05.08.2019).
9. Черномырдина Т. Н. Формирование психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Самара, 2018. – 26 с.
10. Thalheim B., Nissen I. Wissenschaft und Kunst der Modellierung. Kieler Zugang zur Definition, Nutzung und Zukunft [Электронный ресурс]. – Berlin; Boston: De gruyter, 2015. – S. 29–36. – URL: https://www.degruyter.com/viewbooktoc/product/448425 (дата обращения: 01.10.2019).