УДК: 
374+37.0
Якушкина Марина Сергеевна
Доктор педагогических наук, заведующая лабораторией теории формирования образовательного пространства СНГ, Санкт-Петербургский филиал, Институт управления образованием Российской Академии Образования, vosp_spbgu@mail.ru, Санкт-Петербург

Модернизация региональных систем повышения квалификации педагогов в пространстве непрерывного образования взрослых

Аннотация: 
Введение. Основной научной проблемой системы повышения квалификации можно признать сегодня несоответствие между усложнением условий жизни, расширением функционала педагога, требованием включения в непрерывное образование и архаичными формами его реализации, которые не учитывают условия жизнедеятельности современного взрослого, дифференциацию учительского сообщества по интересам, запросам и уровню подготовки. Цель статьи – раскрыть и обосновать научную идею создания новой модели региональной системы повышения квалификации работников образования в РФ. Методология и методы исследования. Методологические подходы к исследованию – культурологический, аксиологический, событийный. Использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (контент-анализ философской, культурологической, социологической, педагогической литературы по теме исследования; анализ законодательных и нормативно-правовых актов и документов; сравнение; обобщение); эмпирических (метод включенного наблюдения существующих образовательных практик в региональных институтах повышения квалификации; социокультурный анализ ситуации; компаративный анализ; анкетирование); математическая обработка данных пилотного мониторинга. Результаты исследования. Региональная система повышения квалификации работников образования представлена как часть пространства непрерывного образования взрослых в составе регионального образовательного пространства. Сформулированы принципы развития региональных систем повышения квалификации работников образования: предельной индивидуализации, непрерывности, открытости, приоритета интересов личности, сетевости, разновозрастности, андрагогичности, со-бытийности, (само)организации. Выявлены ресурсы развития региональных систем повышения квалификации работников образования. Предложены основные структурные компоненты новой модели: консалтинговая служба территории (консалтинговая сеть региона); менторинговая служба, работающая по принципу «одного окна»; дирекция образовательных программ, которая курирует их проектирование и апробацию. Обосновано, что полностью голосовые программы необходимо убрать как неэффективные, а модель образовательной программы повышения квалификации педагогических работников сделать модульной. Заключение. Разработанная в ходе исследования модель может быть использована при модернизации региональных (муниципальных) систем повышения квалификации работников образования. Потенциальными адресатами модели могут быть методические службы и институциональные структуры, реализующие программы повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ регионального (муниципального) уровня.
Ключевые слова: 
региональная система повышения квалификации работников образования, непрерывное образование взрослых, профессиональное образование, консалтинг, менторинг, наставничество, неформальное образование, образовательное пространство
Библиографический список: 

1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). – Ростов н/Д: Изд-во РО ИПКиПРО, 2001. – 176 с.
2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29–36.
3. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 15–20.
4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Григорьев Д. В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. – 2006. – № 6. – С. 49–58.
6. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 32–40.
7. Жеребятникова Г. В., Лучкина Т. В. Модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза // Гуманитарный вектор. – 2013. – № 1 (33). – С. 65–71.
8. Жиркова З. С. Реализация педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов Севера в региональном образовательном пространстве: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2019. – 44 с.
9. Илакавичус М. Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального образования взрослых: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2018. – 40 с.
10. Капра Ф. Уроки мудрости. – М.: София, 1996. – 238 с.
11. Князева Н. В. Консалтинг: определения и особенности // Аудиторские ведомости. – 2010. – № 4. – С. 73–81.
12. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. – 1995. – № 2. – С. 67–103.
13. Марченко Е. П., Илюхина Л. В. К вопросу об эффективности педагогических технологий, применяемых в сфере образования взрослых // Научная мысль Кавказа. – 2006. – Спец. выпуск № 2. – С. 58–60.
14. Образование взрослых: цели и ценности / под ред. Г. С. Сухобской, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 188 с.
15. Педан В. А. Педагогическое сопровождение проф. самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб.; М., 2017. – 27 с.
16. Розин В. М. Что такое событие? (Анализ условий философского дискурса) // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка). – М.: ИФ РАН, 1999. – 281 с.
17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 181 с.
18. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступление. – М.: Республика, 1993. – 314 с.
19. Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала // Стратегии бизнеса. – 2017. – № 6. – С. 8–13. DOI: doi.org/10.17747/2311-7184-2017-6-08-13
20. Якушкина М. С. Теоретические основы образовательных маршрутов неформального образования для разновозрастных сообществ // Вопросы воспитания. – 2015. – № 1. – С. 69–77.
21. Якушкина М. С., Загривная Т. А., Пшенко К. А. Концепция моделирования национально-региональных образовательных пространств: концепция. – СПб.: ФГБНУ ИПООВ РАО, 2015. – 125 с.
22. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Матина Г. О., Загривная Т. А., Тарасова О. И. и др. Эффективные практики образования взрослых: коллективная монография / под общ. ред. М. С. Якушкиной. – СПб.: Лема, 2015. – 357 с.
23. Best Practices: Mentoring. United States Office Of Personnel Management [Электронный ресурс]. – URL: https://www.opm.gov/policy-data-oversight/training-and-development/caree... (дата обращения: 22.03.2020).
24. Binde J. L’education аи XX le siecle: Feducation pour tous tout аи long de la vie // Futuribles. – 2000. – № 250. – Р. 5–21.
25. Francis L. M. Shifting the shape of mentoring. T+D. – 2009. – Vol. 63, iss. 9. – P. 36–39.
26. Heidegger M. Denk Еrfahrungen. Vittorio Klostermann: Frankfurt. – M., 1983. – 163 s.
27. Knowles M. S. The modem Practice of Adult Educаtion. From Pedagogy to Andragogy. – Chicago, 1980. – 962 р.
28. Lavin Colky D., Young W. Mentoring in the virtual organization: Keys to building successful schools and businesses // Mentoring & Tutoring. – 2006. – № 14 (4). – P. 433–447. [Электронный ресурс]. – DOI: doi.org/10.1080/13611260500493683 (дата обращения: 22.03.2020).
29. Wells G. Dialogic inquiry: Towards a sociocultural practice and theory of education [Электронный ресурс]. – New York: Cambridge University Press, 1999. – 370 p. – URL: http://en.bookfi.net/book/1054960 (дата обращения: 22.03.2020).
30. Yakushkina M. S., Ilakavichus M. R., Amburtseva N. I. Modeling Event Networks for a Different-Age Communities in the International Educational Space [Электронный ресурс] // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019) Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – DOI: doi.org/10.2991/icdee-19.2019.2 (дата обращения: 22.03.2020).
31. Yakushkina M., Pshenko K., Smirnova A., Ponomarev P. Event Management of Educational Interaction Networks of Children and Adults [Электронный ресурс] // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. – 2019. – V. LXIX, no. 113. – P. 1000–1007. – DOI: doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.113 (дата обращения: 22.03.2020).