УДК: 
37.0+373+37.0
Купавцев Тимофей Сергеевич
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры организации огневой и физической подготовки, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, kupavzev22@yandex.ru, Москва

Педагогическая поддержка в проектировании личностно-ориентированной образовательной среды

Аннотация: 
Организация образовательного процесса в современных социальных условиях, с одной стороны, ориентирована на реализацию человеческого потенциала, с другой – на информационное насыщение обучающихся, при этом механизмы личностно-ориентированного образования не всегда способствуют субъектности взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, в связи с чем не в полной мере раскрывается и реализуется личностный потенциал, что в конечном счете снижает эффективность образовательного процесса. Актуальным является вопрос проектирования личностно-ориентированного образовательного пространства. Цель статьи – определение потенциала педагогической поддержки в системе личностно-ориентированного образования и в структуре проектирования ситуационно-средового взаимодействия субъектов образовательного процесса. Методология, методы исследования. Основные положения статьи базируются на идеях холистического подхода, обеспечивающего целостное представление условий построения траекторий личностных изменений; положениях системного подхода как условия проектирования личностно-развивающей образовательной среды как педагогической системы; положениях деятельностного подхода в контексте обеспечения субъектности педагогической поддержки; положениях личностного подхода в отражении природы педагогики сотрудничества; положениях субъектного подхода в образовании как основы самодетерминации личности в развитии; положениях эвристического подхода в качестве основы творческой самореализации субъектов образовательного взаимодействия; положениях ситуационно-средового подхода как основы проектирования активной образовательной среды. Результаты исследования, обсуждение. В статье научно обосновывается содержание педагогической поддержки на этапах цикла ситуационно-средового проектирования личностно-развивающих траекторий развития субъектов взаимодействия образовательного пространства, раскрываются особенности ситуационно-средового проектирования развития личности в образовательном процессе, роль и организационные аспекты педагогической поддержки обучающихся в ситуациях самопознания и самоопределения, самоактуализации и самооценки, самосознания и саморегуляции, самоутверждения и самореализации. Заключение. Излагаются обобщающие выводы в отношении реализации потенциала педагогической поддержки как неотъемлемого элемента организации личностно-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Проектирование образовательной среды на основе педагогической поддержки в образовательном взаимодействии способствует развитию личностного опыта обучающихся, их способностей к преобразующей деятельности в среде жизнедеятельности.
Ключевые слова: 
развитие личности, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование, образовательная среда, проектирование образовательной среды, педагогическая поддержка
Библиографический список: 

1. Купавцев Т. С. О педагогической поддержке личностного саморазвития сотрудников МВД России в процессе профессиональной подготовки // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики», 31 октября 2019 г. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. – С. 216–220.
2. Сериков В. В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 1 (1). – С. 29–39.
3. Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем. – М.: Логос Пресс, 1999. – 272 с.
4. Ульянина О. А. Психологические аспекты создания практико-ориентированной среды в образовательных организациях МВД России // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 10. – С. 121–138.
5. Ходякова Н. В. Проектирование сред непрерывного образования личности // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 4 (4). – С. 27–34.
6. Ходякова Н. В. Проектирование процесса развития личности учащегося в образовательной среде: исторический опыт и теоретико-психологические основания. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2012. –160 с.
7. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 85–91.
8. Щукина М. А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 2. – С. 48–57.
9. Яковлев Б. П. Формирование личностной готовности учащихся в структуре и содержании личностно-ориентированного подхода в системе высшего образования // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. – № 1. – С. 233–239.
10. Adolf V. A., Azhiev A. V., Gadaborsheva Z. I. Algorithm of supporting future social workers in pedagogical and psychological aspects // Espacios. – 2018. – No. 39(35). – P. 7.