УДК: 
374+372.016:62
Шабалин Кирилл Владимирович
Аспирант, кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет, институт психологии и педагогики, iagami35@mail.ru, Тюмень

Методы формирования креативных способностей школьников на занятиях робототехникой в условиях дополнительного образования

Аннотация: 
Введение. В статье представлено обоснование актуальности использования робототехники для формирования креативных способностей школьников в условиях дополнительного образования, рассмотрены методы и методики формирования креативных способностей школьников на занятиях по робототехнике в условиях дополнительного образования, проведен теоретический анализ представленных методов, обоснована эффективность применения кейс-метода и представлены дидактические принципы его использования. Цель статьи. Теоретический анализ методов формирования креативных способностей школьников на занятиях робототехникой в условиях дополнительного образования и выбор наиболее эффективного из них. Методология и методы исследования. Автор использовал теоретический анализ с использованием результатов педагогического эксперимента. Исследование базируется на современных подходах к проблеме развития личности в образовательном процессе, данных о возможностях образовательной робототехники для формирования креативных способностей обучающихся. Результаты исследования. В результате рассмотрения различных интерактивных методов формирования креативных способностей школьников, с учетом опыта использования робототехники в сети детских технопарков «Кванториум», произведено теоретическое обоснование целесообразности применения кейс-метода на занятиях робототехникой как эффективного подхода для формирования креативных способностей. Заключение. Установлено, что применение кейс-метода на занятиях робототехникой позволяет формировать такие креативные способности учащихся, как творческое мышление и воображение, а также способность к применению методов организации творческой деятельности.
Ключевые слова: 
образовательная робототехника, креативные способности, дополнительное образование, проектная деятельность, кейсы, мехатроника, обучение робототехнике
Библиографический список: 

1. Бабушкина Н. Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии // Проблемы педагогики. – 2016. − № 2. – С. 42–45.
2. Белякова Е. Г. Проектирование смыслоориентированного урока // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 3. – С. 56–58.
3. Газизуллин Р. Р., Ежов Н. А., Минкин А. В. Обучение учащихся решению робототехнических задач в среде LEGO MINDSTORMS EV3 // NOVAUM.RU. – 2018. – № 13. – С. 265–267.
4. Легачева Н. М., Швецова Л. В., Мардасова Е. В., Козырева Ю. В. Реализация новой модели дополнительного образования в Алтайском крае (на примере регионального технопарка «Кванториум. 22») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018 − № 4.− С. 52–64.
5. Невская Т. А., Болотова С. В. Развитие творческих способностей учащихся [Электронный ресурс] // Технология. Всё для учителя! – Пилотный выпуск. − 2012. – URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_20_0_2585.pdf (дата обращения: 18.11.2019).
6. Парфентьев Е. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности // Молодой ученый. – 2015. – № 24.2. – С. 31−38.
7. Тузикова И. В. Изучение робототехники – путь к инженерным специальностям // Школа и производство. − 2013. − № 5. − С. 45–47.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.11.2019).
9. Юлдашев З. Ю., Бобохужаев Ш. И. Инновационные методы обучения. Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. – Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2006.
10. Yu, Xiaoxiang & Assaf, Dorit & Wang, Liyu & Iida, Fumiya. Robotics education: A case study in soft-bodied locomotion. Proceedings of IEEE Workshop on Advanced Robotics and its Social Impacts [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/261312531_Robotics_education_A_... (дата обращения: 18.11.2019).