УДК: 
378+327
Носков Евгений Алексеевич
Кандидат военных наук, ,, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, ensv73@yandex.ru, Москва

Оценка качества сформированности компетенций в области обеспечения национальной безопасности

Аннотация: 
Обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации через выполнение национальных проектов в основном зависит от приоритетной сферы – образования. Снижение качества образования, его доступности может повлечь ослабление национальной безопасности страны. В соответствии с образовательным стандартом результаты освоения учебных дисциплин и практик соответствовали индикаторам достижения компетенций. Одной из проблем современного высшего образования становится оценка сформированности компетенций будущих педагогов в области обеспечения национальной безопасности. Цель статьи: определение подходов к оцениванию сформированности компетенций студентов в области обеспечения национальной безопасности. Методология и методы исследования. В основе исследования лежат личностно-деятельностный и системный подходы; использованы: анализ нормативно-правовой базы, научно-педагогической литературы, проектирование. Результаты исследования. Образование в системе национальной безопасности является средой и механизмом сохранения и воспроизводства национальной идентичности социума. В статье предложен алгоритм оценивания сформированности компетенций обучающихся вузов в области обеспечения национальной безопасности, которые необходимы для безопасной жизнедеятельности и создания комфортной и безопасной среды обитания. Заключение. Представленный вариант оценивания сформированности компетенций студентов позволит совершенствовать управление качеством образовательного процесса вуза, обеспечить профессиональное и личностное развитие обучающихся, включить всех субъектов образовательного процесса в непрерывное совершенствование деятельности.
Ключевые слова: 
национальная безопасность, образование, знания, умения, навыки, компетенция, оценка сформированности компетенций
Библиографический список: 

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). – М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 192 с.
2. Европейская область высшего образования – достижение целей: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, г. Берген, 19–20 мая 2005 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Bergenskoe_kommj... (дата обращения: 10.03.2020).
3. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства от 29.12.2001
№ 1756-р/ [Электронный ресурс]. – URL: http://profil.mos.ru/media/doc/med/med_o_proete_9.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
4. Национальная психологическая энцикло-педия [Электронный ресурс]. – URL: http:// vocabulary.ru/termin/kriterii.html (дата обращения: 30.03.2020).
5. Носков Е. А. Анализ требований ФГОС ВО в области обеспечения национальной безопасности в образовании // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 2 (36). – с. 90–101.
6. Носков Е. А. Разработка рекомендаций по повышению качества подготовки выпускников Военно-воздушной академии на основе совершенствования образовательного процесса: дис. … канд. воен. наук. – Монино: ВВА, 2011. – 187 с.
7. О термине «компетенция» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Вести образования. – 2020. – 6 февраля. – URL: http://vogazeta.ru/articles/2020/2/6/edpolitics/11485-o_termine_kompeten... (дата обращения: 30.03.2020).
8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.03.2020).
9. Педагогический словарь терминов и понятий [Электронный ресурс] / под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю Коджаспирова. – URL: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (дата обращения: 30.03.2020).
10. Печенюк Н. Г. Роль профессиональных задач в выделении структуры учебной познавательной деятельности // Психология учебной деятельности школьников: тезисы докладов II Всесоюзной конференции по педагогической психологии. – М., 1982. – С. 321–322.
11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 (зарегистрирован Минюстом России 14.07.2017, регистрационный № 47415) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/71721568/ (дата обращения: 30.03.2020).
12. Талызина Н. Ф. Актуальные проблемы обучения, в высшей школе // Педагогика высшей школы. – Воронеж: Воронежский ун-т, 1974. – С. 57–69.
13. Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.: Шк. Культ. Полит., 1995. – С. 233‒280.
14. Atanov I., Kapustin I., Lebedev A., Grinchenko V., Kapustina E. Competence-based approach to education in higher educational institution // Modern European Researches. – 2015. – № 2. – Р. 6–9.
15. Redling A. Filling the Gap Between Graduate Performance And Labor Market Expectations (Agnes Redling) // Perspectives in Higher Education Reform. Vol. 11. – Belgrade, 2002. – P. 179–184.