УДК: 
378+316.6
Цветкова Светлана Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, svetlanatsvetkova5@gmail.com, Нижний Новгород
Ковалёва Наталья Николаевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Natasha7000@yandex.ru, Нижний Новгород

Модель формирования межкультурной коммуникативной компетенции в деловом общении у магистрантов педагогического профиля

Аннотация: 
Условия профессиональной деятельности в современном образовательном пространстве, расширение международных контактов значительно актуализируют проблему формирования межкультурной коммуникативной компетенции (МКК) в деловом общении у магистрантов педагогического профиля. Овладение МКК должно обеспечить педагогу эффективное общение с иностранными коллегами и деловыми партнёрами. Целью статьи является обоснование и описание модели формирования МКК в деловом общении у магистрантов педагогического профиля, как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, раскрывающих внутреннюю структуру и логику исследуемого объекта; отражающих процесс и результат формирования МКК в сфере делового иноязычного общения. В обзоре научной литературы рассмотрены возможности применения моделей в педагогической науке, в частности, применение моделирования дидактических систем в исследованиях иноязычного образования. В методологии рассмотрены особенности построения модели в этом исследовании. В результатах исследования обоснована и описана модель формирования МКК в деловом иноязычном общении у магистрантов педагогического профиля; рассмотрены основные структурные компоненты модели, их характерные особенности и функции. Основные структурные компоненты представлены социально-образовательными основами, целью; теоретико-методологическими подходами; структурой МКК; содержательным компонентом; организационно-педагогическими условиями; функциями. В заключении сформулированы теоретическая и практическая значимость статьи.
Ключевые слова: 
деловой иностранный язык, магистранты педагогического профиля, МКК в деловом общении, дидактическая модель, структурные компоненты
Библиографический список: 

1. Аитов В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2007. – 48 с.
2. Воевода Е. В. Теория и практика профессиональной языковой подготовки специалистов-международников в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2011. – 38 с.
3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
4. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2005. – 352 с.
5. Комарова Э. П. Теоретические основы профессионального обучения иноязычному опосредованному общению в неязыковом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Воронеж, 2001. – 38 с.
6. Крылов Э. Г. Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция будущего инженера // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2013. – № 7 (49). – С. 51–58.
7. Маркова С. М. Моделирование педагогических систем: монография. – Н. Новгород: ВГИПА, 2003. – 143 с.
8. Минеева О. А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2009 – 23 с.
9. Мухина Т. Г., Мусина Н. И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 1 (26). – С. 3.
10. Оберемко О. Г. Теоретико-методологические основы подготовки переводчика в современных условиях: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Н. Новгород, 2003. – 37 с.
11. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: приказ Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126. – URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-126/ (дата обращения: 07.05.2020).
12. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 2003. – 29 с.
13. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 3. –
С. 17–24.
14. Халеева И. И. «Лингвауни» – вклад в культуру мира // «ЛИНГВАУНИ-98» Третья международная конференция ЮНЕСКО. – М.: МГЛУ, 1998. – С. 65–69.
15. Цветкова С. Е. Концепция формирования межкультурной коммуникативной компетенции у будущих экономистов и пути её реализации: монография. – Н. Новгород: Нижегрод. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2013. – 163 с.
16. Цветкова С. Е., Малинина И. А. Контроль профессионально-иноязычной подготовки студентов бакалавриата в неязыковом вузе // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52-7. – С. 479– 492.
17. Цветкова С. Е., Минеева О. А. Содержание обучения деловому иностранному языку магистрантов неэкономического направления // Проблемы современного образования. – 2019. – № 4. – С. 212–222.
18. Цветкова С. Е., Пронина Н. С. Мониторинг профессионально-иноязычной подготовки студентов-магистров в условиях нелингвистического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3 (146). – С. 54–60.
19. Цветкова С. Е. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей: монография. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2010. – 181 с.
20. Trim J. L. M., Van Ek J. A. Waystage 1990: Council of Europe Conseil de l’Europe. – Cambridge University Press, 2011. – 120 p.
21. Tsvetkova S. E., Mineeva O. A., Pronina N. S., Klyueva M. I. Principles Underpinning the Development of Cross-Cultural Business Communication as Part of Marster’s Degree in Pedagogy // Proceedings of the International Scientific Conference “Far East Con”. Series: Advances in Economics, Business and Management Research, volume 128. – ISCFEC, 2020. – P. 2937–2945.