УДК: 
378+355/359
Зольников Игорь Валерьевич
Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технической подготовки факультета технического обеспечения, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, zolnikov@mail.ru, Пермь
Костылев Николай Владимирович
Заместитель командира батальона по работе с личным составом, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, kpn1601@mail.ru, Новосибирск
Цыбулько Алексей Александрович
Старший преподаватель кафедры тактики служебно-боевого применения подразделений, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, tsybulko-79@mail.ru, Новосибирск

Командный опыт в структуре образовательной компетентности курсантов

Аннотация: 
Проблема и цель. Авторами статьи исследована изученность проблемы подготовки курсантов военных институтов к командной деятельности. В основе исследования лежит гипотеза о том, что подготовка курсантов военных институтов к командной деятельности будет более совершенной, если разработать и внедрить модель по подготовке курсантов к командной деятельности, сформулировать и внедрить рекомендации по повышению эффективности подготовки курсантов военных институтов к командной деятельности. В статье рассматривается проблема моделирования такого педагогического феномена, как готовность курсанта к командной деятельности. Вместе с тем обосновывается необходимость формализации военно-профессионального опыта будущего офицера и валидного соотнесения «готовности» с традиционной компетентностью военнослужащего в процессе обучения курсантов командной деятельности, при этом сформулированы целесообразные компоненты, составляющие оптимальную структуру предполагаемой компетентности, а также выделены установленные критерии эффективности процесса формирования готовности к командной деятельности. Разработана модель формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов, в которой операционально представлен оптимальный диапазон величины активной готовности курсантов, в пределах которого их обучение видится наиболее результативным. Цель статьи – рассмотрение проблемы подготовленности выпускников военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации к командной деятельности и установление сущностных компонентов процесса моделирования готовности курсанта к командной деятельности, определение критериев эффективности такого моделирования. Методология. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ технологий военно-профессионального обучения, выделение в них сущностных интенций когнитивного плана с последующим проектированием критериальной базы эффективности применения таких технологий при формировании готовности курсантов к командной деятельности. Результаты исследования. В статье рассмотрена проблема моделирования такого педагогического феномена, как готовность курсанта к командной деятельности. Произведена формализация военно-профессионального опыта будущего офицера и валидное соотнесение «готовности» с традиционной компетентностью военнослужащего. Установлены сущностные компоненты процесса моделирования готовности курсанта к командной деятельности, определены критерии эффективности такого моделирования. Заключение. Сделан основной вывод о том, что для обучения курсантов командной деятельности оптимальной является структура компетентности, состоящая из компонентов, способствующих ее формированию. При этом модель формирования готовности командной деятельности содержит операционально представленный оптимальный диапазон величины активной готовности курсантов, в пределах которого их обучение наиболее результативно. Вместе с тем установлены критерии эффективности процесса формирования готовности к командной деятельности.
Ключевые слова: 
военно-профессиональная подготовка, командная деятельность, компетентность, личностно-ориентированное обучение
Библиографический список: 

1. Андриенко Е. В. Ценности образования в разных странах: традиции и инновации как фактор развития // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 1 (49). – С. 17–22.
2. Барбашина Э. В., Гуляевская Н. В. Дистанционное электронное обучение: минимизация сложностей // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. – № 9 (3). – С. 2997–3008.
3. Бережнова Л. Н., Федосеева И. А., Тарасов Д. Ю. Понимание коммуникативного поведения курсантов – важное направление воспитательной работы // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4 (40). – С. 425–447.
4. Виниченко В. А., Зайко Т. И. Развитие профессиональных компетенций обучающихся в условиях активной образовательной среды // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 6. – С. 155–166.
5. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход: непротиворечивая теория и технология // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 81–95.
6. Майер Б. О. О кластеризации когнитивных теорий обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 119–134.
7. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 52–66.
8. Сивак А. Н., Перевозкина Ю. М., Федосеева И. А. Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2 (38). – С. 385–398.
9. Ярославцева Н. В., Беляков А. А., Тухватуллин Б. Т., Кодоева А. Ч., Нигаматулин В. Р., Левченко Д. В., Дахин А. Н. Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 1 (43). – С. 10–23.
10. Doll W. E. Post-modern perspective on curriculum. – New York and London: Teacher College Press, Columbia University, 1993. – 215 p.
11. Swain J. The effect of Phase One training on young recruits’ personal and professional development in the British army // Journal of Youth Studies. – 2016. – Vol. 19, no. 1. – P. 117–132. DOI: //doi.org/10.1080/13676261.2015.1039965.