УДК: 
376.4+159.922.7
Степкова Оксана Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии и образования, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, 2asya@inbox.ru, Владивосток
Митрофанова Анастасия Евгеньевна
Учитель-дефектолог, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III–IV видов, mitro.9761@gmail.com, Артем

Творческая деятельность как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у школьников с задержкой психического развития

Аннотация: 
Введение. Статья посвящена проблеме коррекции эмоционально-волевой сферы у школьников с задержкой психического развития с применением творческой деятельности. Цель статьи – осветить использование различных видов творческой деятельности в коррекционной работе по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы у школьников с задержкой психического развития. Методология и методы исследования. Исследование базируется на методологии дифференцированного подхода, опирающегося на учет возрастных и индивидуальных возможностей школьника, а также на тяжесть нарушения. Проанализированы различные классификации ЗПР, особое внимание уделено рассмотрению состояния эмоционально-волевой сферы. Отражены этапы исследования, проводимого с целью выявления нарушений ее формирования у детей с задержкой психического развития и поиска средств коррекции. Результаты исследования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы с использованием различных видов творческой деятельности, направленной на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Заключение. В заключении делается вывод о том, что уровень сформированности эмоционально-волевой сферы – важный показатель личностного развития ребенка и один из критериев его готовности к школьному обучению.
Ключевые слова: 
задержка психического развития, эмоциональная лексика, творческая деятельность, эмоционально-волевая сфера
Библиографический список: 

1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 2017. – 48 с.
2. Бабкина Н. В. Роль осознанной саморегуляции в реализации когнитивных и личностных ресурсов ребенка с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2016. – Т. 5, № 3. – C. 40–55. – URL: https://ikp-rao.ru/txt/1524139319280.pdf (дата обращения: 15.01.2020). DOI: 10.17759 /psyclin.20160503
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – М. [и др.], 2009. – 444 с.
4. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
5. Радынова О. П., Катинене А. И. Музыкальное воспитание дошкольников.– М.: Академия, 1998. – 240 с.
6. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2004. – 68 с.
7. Флерина Е. А. Основные принципы художественного воспитания детей // Дошкольное воспитание: науч.-метод. журн. – 2009. – № 7. – С. 9–13.
8. Янченко И. В. Сравнительный анализ эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III-го уровня речевого развития) и с задержкой психического развития // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. – 2013. – № 2. – С. 79–85.
9. Udodov A. G., Semenov D. V., Dubrovinskaya E. I. и др. Art Therapy as a Means of Psycho-Correction and Correction-Educational Support to Persons with Limited Health Opportunities // Prensa Med Argent. – 2019. – Vol. 105. – P. 1–5.
10. Ilhamova D. Methods of psycho-correction and psycho-prophylactic work with children, patients with psychosomatic diseases // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. – 2018. – № 6 (4). – С. 13–19.