УДК: 
004.942
Жанаутов Сапаргали Утепович
Кандидат физико-математических наук, Кандидат физико-математических наук., старший научный сотрудник, доцент, Алматинский гуманитарно-технический университет, sapagtu@ mail.ru, Алматы

КОГНИТИВНАЯ КАРТА И МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ШКОЛ США

Аннотация: 
В статье описан процесс получения когнитивно точного разделения факторов влияния семьи, учителей, школы на смыслоые фактор-следствия, вычисленные с применением когнитивных карт (КК) и когнитивного моделирования. Проведена формализация плохо формализуемой ситуации, позволившая «добыть» неформальные знания из экономических данных. Уточнены фразы-смыслы 2-х фактор-следствий и влияющих на них 6 дуг в узлах КК, даны обоснования противоположности знаков весов дуг орграфа: 1-ое содержит 60, 43% информации, извлеченных из реальных данных, 2-ое – 23,255% информации, получившие когнитивно точные смысли. Сформулирован простой эмпирический факт - будущая карьер-ная успешность школьника формируется под воздействием 2-х независимых факторов.
Ключевые слова: 
карьерная успешность, когнитивная карта ситуации, принятие решений в плохо определенных ситуациях
Библиографический список: 

1. Абрамова Н. А., Воронина Т. А., Порцев Р. Ю. О методах поддержки построения и верификации когнитивных карт с применением идей когнитивной графики. Управление большими системами. Спец. вып.30.1 «Сетевые модели в управлении». – М.:ИПУ РАН, 2010. – С.411– 430.
2. Жанатауов C. У. Компьютерное моделирование факторов, определяющих карьерную успешность учащихся. Молодежь и образование – 2010: факторы и стратегии карьерной успешности. – Астрахань: 2011. – С.16–20.
3. Жанатауов С. У. Обратная модель главных компонент. – Алматы: Казстатинформ, 2013. – 201 с.
4. Иберла К. Факторный анализ. – М: Статистика, 1980. – 398с.
5. Мостеллер Ф. , Тьюки Дж. Анализ данных и регрессия: в 2-х выпусках, вып. 2. – М.: Финансы и статистика, 1982. – 239 с.
6. Axelrod R. The Structure of Decision:Cognitive Maps of Political Elites-Princeton.Univ.Press, 1976.