Олефир Валентина Петровна
Без ученой степени, Старший преподаватель кафедры специальной психологии и медицины, Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, valentina.olefir@mail.ru, Киев
Аннотация:
Работа посвящена эмпирическому исследованию влияния проблемно-направленного обучения на развитие музыкальных способностей и индивидуальности младших школьников. Особенностями предложенного нами подхода было применение методов проблемного обучения к урокам музыки. На каждом уроке, в зависимости от его цели, педагог может объединять детей по их темпераментам, типам музыкальных способностей, типам мышления. Выявлено, что предложенный метод позволяет каждому ребёнку продемонстрировать свои умения, быть включённым в ход урока, независимо от исходного уровня развития музыкальных способностей. Процесс обучения музыкально-творческой деятельности построен с учетом общепсихологических характеристик младших школьников (типа мышления; ведущей модальности, восприятия; типа темперамента). Обнаружено, что в результате применения данной программы произошло улучшение показателей музыкальности, дифференциация когнитивного стиля.
Ключевые слова:
индивидуальность, музыкальные способности, музыкальное воспитание, проблемное образование, лонгитюд
Библиографический список:
1. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна, 2005. – 485с.
2. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
3. Морозова Н. В. Полимодальные музыкально-образные представления и их развитие. – М., РАО, 2007. – С. 187–205.
4. Торопова А . В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебное пособие. – М.: «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. – 200 с.
5. Plomin R. A., Daniels D. (1987). Why are children in the same family so different from one another? // Behavior Genetics, 9, 505 – 517.