УДК: 
316.7+373.3/.5+159.922.8
Даллакян Татьяна Евгеньевна
Без ученой степени, Заместитель директора по воспитательной работе Муниципального бюджетного образовательного учреждения, «Средняя общеобразовательная школа № 10», Tatyanaul76@mail.ru, Ульяновск

ШКОЛА-СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: 
В статье описываются результаты исследования процесса создания на базе школы интегрированного сообщества – социокультурного центра, эффективность функционирования которого оценивается через категорию личностного роста как потенциала личностной реализации. Приводятся результаты сравнительного эмпирического исследования личностного роста старших подростков в гимназии и общеобразовательной школе, воспитательная система которой строится по модели социокультурного центра. Установлено, что у подростков школы, функционирующей как социокультурный центр на более высоком уровне, чем в гимназии представлено устойчиво-позитивное отношение к «личностному» спектру ценностей: семье, отечеству, труду, культуре, человеку как таковому, человеку как к Другому, своему внутреннему миру, своему душевному Я. Полученные данные свидетельствуют о преимуществе функционирования школы как социокультурного центра, что является закономерным следствием интегрирования воспитательного потенциала среды.
Ключевые слова: 
личностная реализация, личностный рост, школа как социокультурный центр
Библиографический список: 

1. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. – С. 38–46.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
3. Егорычева И. Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в её развитии: автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: Московский психолого-социальный университет, 2012. – 51 с.
4. Караковский В. А. Годовое планирование работы школы // Воспитательная работа в школе. – 2003. – № 4. – С. 41–53.
5. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 156–176.
6. Степанов П. В., Григорьев Д.В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М.: Академия: АПКиПРО, 2003. – 82 с.
7. Степанов П. В. Структура воспитательной деятельности как объясняющая модель// Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 49– 57.