УДК: 
378.016
Демченко Зинаида Алексеевна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики Высшей школы экономики и управления, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, dza.nw@yandex.ru, Архангельск
Орешкина Анна Константиновна
Доктор педагогических наук, Доктор педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией методологии образовательного пространства, ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, oreschkina@itiprao.ru, Москва

РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕГО В РАБОТУ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Аннотация: 
Автор анализирует смысловое содержание таких феноменов как: академическая и социальная мобильность будущего специалиста во взаимосвязи с получением высшего профессионального образования, в частности в контексте элективных образовательных учебных курсов и на примере целевого включения студентов в процесс освоения основ и методологии научно-исследовательской деятельности как целостного педагогического процесса. В статье исследована специфика деятельности «Научной школы студента-исследователя» в одни из её направлений – академическая свобода студентов при учёте личностно-ориентированной направленности студентов. Обоснована роль и содержание диагностики ценностных ориентаций и природных задатков обучаемых, мониторинга их ценностно-смысловой позиции и гражданской направленности.
Ключевые слова: 
социальная и академическая мобильность, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в., социальная компетентность, уровни зрелости, целостность процесса, позиция, ценностное отношение и пр.
Библиографический список: 

1. Демченко З. А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у её слушателей ценностно-смысловой позиции // Философия образования. – 2012. – Т. 40. – № 1. – С. 247–254.
2. Демченко З. А. Проектирование социокультурного пространства для развития научно-исследовательской деятельности обучающейся молодёжи в современном вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №. 4. – С. 72–84.
3. Кейс описания лучших практик вузов по направлению Болонского процесса «Академическая мобильность» на примере вузов Дальневосточного Федерального округа» (работа выполнена в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса», 2007. – 63 с.: [Электронный ресурс]: Режим доступа. - bologna.ntf.ru›DswMedia/case_mobility_vsues.p. - Заголов. с экрана.
4. Орешкина А. К. Методологические основы преемственности о образовательного процесса в системе непрерывного образования: автореф. дис. …д-ра. пед. наук. – М.: 2009. – 45 с.
5. Орешкина А. К. Развитие образовательного процесса в системе непрерывного образования. – М.: Эгвес, 2007. – 152 с.
6. Садовничий В. А. Проект положения МГУ об академической мобильности, Москва. – 2007: [Электронный ресурс]: Режим доступа. – window.edu.ru. – Заголов. с экрана (дата обращения: 16.09.2013).
7.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс]: Режим доступа. - http://news.sfu-kras.ru/node/11515 / 10.05.13 - Заголов. с экрана (дата обращения: 16.09.2013).