УДК: 
37.01
Патутина Наталия Анатольевна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления и правоведения, Московский городской педагогический университет, patutinaw@yandex.ru, Москва
Ревина Марина Андреевна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, Московский государственный технологический университет «Станкин», rewina@mail.ru, Москва

Организационная культура школы: реальное состояние и перспективы

Аннотация: 
. Научный интерес к организационной культуре школы связан с активным исследованием в управленческих науках феномена организационной культуры как характеристики бизнес-организаций и тенденцией рассмотрения образовательных учреждений как определенного типа организаций. Цель статьи – выявление общих черт, присущих организационной культуре школ и влияющих на поведение работников, а также выявление актуальных направлений развития организационной культуры школы. Методология. Исследование проводилось с опорой на социально-педагогический подход к изучению организационной культуры, который позволяет рассматривать организационную культуру школы как фактор относительно социально контролируемой социализации членов педагогического коллектива. Для решения поставленных задач применялась исследовательская методика «Изучение типа организационной культуры по влиянию на поведение сотрудников», метод ранжирования, U-критерий Манна-Уитни. Базой исследования выступали четыре образовательные организации. Результаты. Исследование показало, что преобладающим типом организационной культуры в изучаемых образовательных организациях является зависимо-активный тип. Предпочтительное состояние организационной культуры характеризуется снижением значимости зависимо-пассивного типа. Заключение. Поставленные в исследовании задачи были решены. Полученные результаты могут быть использованы в управлении педагогическими коллективами для корректировки целей относительно направляемого развития сотрудников и выбора вектора совершенствования организационной культуры с заданными параметрами.
Ключевые слова: 
культура школы, организационная культура, типы организационной культуры, социализация сотрудников, изучение организационной культуры
Библиографический список: 

1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
2. Киселёва О. О. Корпоративная культура инновационной образовательной площадки // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 15–28.
3. Мудрик А. В. Три культуры в школе – симфония или дисгармония? // Научно-методический журнал Заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2010. – № 4. – С. 17–28.
4. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения Talis-2018 (teaching and learning international survey). Часть 2 [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РОСОБРНАДЗОР. – М., 2020. – URL: http://ricoko.ru/ wp-content/uploads/2020/03/24.03/TALIS-2018_ Национальный%20отчет_часть%202.pdf (дата обращения 29.07.2020).
5. Патутина Н. А. Социально-педагогические основы формирования организационной культуры корпорации: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2018. – 40 с.
6. Патутина Н. А. Корпоративные технологии XXI века: социально-педагогический потенциал организационной культуры корпорации / науч. ред. А. В. Мудрик. – М.: Памятники исторической мысли, 2016. – 460 с.
7. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 36 с.
8. Шакурова М. В. Культура образовательной организации в контексте теории воспитательных систем // Известия ВГПУ. – 2017. – № 4 (277). – С. 48–51.
9. Ясвин В. Организационная культура педагогического коллектива [Электронный ресурс] // Школьный психолог. – 2009. – № 14 (444). – URL: https://psy.1sept.ru/view_ article.php?id=200901410 (дата обращения: 12.07.2020).
10. Cheng Yin Ch. Profiles of Organizational Culture and Effective Schools // School Effectiveness and School Improvement. – 1993. – Vol. 4, № 2. – Р. 85–110.
11. Geertz C. The Interpretation of Cultures. – New York: Basic Books, 1973. – 470 p.
12. Goodenough W. Cultural anthropology and linguistics // Language in Culture and Society: A Reader in Linguistics and Anthropology. – N. Y., 1964.
13. Hargreaves A. Changing teachers, changing times: Teachers’ work and culture in the postmodern age. – London: Cassell, 1994. – 272 p.
14. James C., Connolly M. An analysis of the relationship between the organizational culture and the performance of staff work groups in schools and the development of an explanatory model // International Journal of Leadership in Education. – 2009. – Vol. 12, № 4. – Р. 389–407.
15. Kroeber A., Talcott P. The concept of culture and of social system // American Sociological Review. – 1958. – № 23. – Р. 582–583.
16. Ouchi W., Wilkins A. Оrganizational culture // Annual Review of Sociology. – 1985. – № 11. – Р. 457–483.
17. Smircich L. Concepts of Culture and Organizational Analysis // Administrative Science Quarterly. – 1983. – № 28. – Р. 339–358.
18. Stoll L. School culture // School improvement network’s bulletin. – 1998. – № 9, Autumn. – Р. 8–14.
19. Stolp S. Leadership for School Culture [Электронный ресурс] // ERIC Digest, Number 91. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ ED370198.pdf (дата обращения: 28.06.2020).