Иванова Матрена Петровна
старший воспитатель Хаптагайский Центр развития ребенка детский сад "Хомусчаан", Хаптагайский Центр развития ребенка детский сад "Хомусчаан", matryonaildar@mail.ru, с. Хаптагай МР «Мегино-Кангаласский улус» Республика Саха (Якутия)
Иванова Оксана Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Социально-гуманитарные дисциплины" экономического факультета, Арктический государственный агротехнологический университет, oksy28@mail.ru, Якутск
Аннотация:
Статья посвящена проблеме создания специально спроектированных образовательных пространств, ориентированных на освоение программных задач ООП ДО.
Цель статьи – создание игрового образовательного пространства в ДОУ, обеспечивающего развитие и самореализацию ребенка.
Методология и методы исследования. Исследование проводилось на основе реализации проекта – обучения на занятиях через систему игр по выбору и желанию ребенка. Проект представляет собой образовательную деятельность в течение 1ч 20 мин, где ребенок ежедневно самостоятельно планирует и выбирает 2 пространства из предлагаемых шести пространств и педагога-партнера, с которым ему интересно. Это образовательная деятельность, которая нацелена на развитие умственных, речевых, двигательных навыков и музыкальных способностей ребенка по собственному «сценарию» и по интересам. Суть проекта в том, что ребенок с педагогом решают определенные на каждый день образовательные задачи в подобранной системе игр и ребенок строит свой собственный образовательный маршрут.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что обучение в ДОУ через игровое образовательное пространство по выбору и желанию ребенка действительно способствуют его развитию и самореализации.
Заключение: в результате реализации проекта наши воспитанники стали самостоятельными, инициативными и коммуникабельными. Имеют стабильно высокие результаты в различных конкурсах улусного, регионального и республиканского уровней. Повысилось качество продуктов творческой деятельности воспитанников. Наблюдения показывают четкость и эффективность управления образовательным процессом, высокую организационную культуру у участников, а также активную позицию педагогов. Родители также остались довольны внедрением проекта в жизнь ДОУ.
Ключевые слова:
образовательная деятельность детей, образовательное пространство, ДОУ, самореализация ребенка
Библиографический список:
1. Жузлякова О. А., Студинова Г. А. Одновозрастные и разновозрастные группы в дошкольном образовательном учреждении // В мире научных открытий: материалы ХIV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – М.: ООО Спутник+, 2014. – С. 61–64.
2. Иванова М. П. Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка [Электронный ресурс]. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ igrovoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-v-dou-minylykchanarym-kak-uslovie-samorealizaci-rebenka. html (дата обращения: 08.07.2020).
3. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи [Электронный ресурс]. – URL: http://studbooks. net.html (дата обращения: 08.07.2020).
4. Сорокина Н. М. Психолого-педагогическое проектирование игрового пространства в образовательной среде ДОУ: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2012. – 34 с.
5. Строева В. А. Игра как средство обучения самоконтролю // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 27-1. – С. 75–79.
6. Терехова Н. П. ПРОЕКТ «Игровое образовательное пространство в ДОУ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prodlenka.org. html (дата обращения: 08.07.2020).
7. Хазиева А. А. Организация предметноразвивающей среды как залог совершенствования системы дошкольного образования при условии ФГОС // Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования: материалы межрегионального интернет-педсовета. – Уфа: ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, 2017. – C. 160–162.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2 изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 360 с.
9. Montessori M. Education and Peace. Volume
10. – Oxford: ABC-Clio LTD, 1992. – 117