УДК: 
371:351.851
Ширшов Алексей Геннадьевич
Преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, shirshov.74@inbox.ru, Новосибирск
Зольников Игорь Валерьевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технической подготовки факультета технического обеспечения, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, zv_igor@mail.ru, Пермь
Вилисов Денис Валерьевич
Преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, denis.vilisov85@mail.ru, Новосибирск
Дахин Александр Николаевич
Доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, dakhin@mail.ru, Новосибирск

Проектирование образовательной среды военной образовательной организации высшего образования

Аннотация: 
Введение. Социальная среда вообще и образовательная среда в частности – важные факторы становления человека в культуре. Структура современного военного образования позволяет успешно проводить работу по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Однако профессиональная квалификация современного офицера требует постоянной модернизации его опыта, поиска новых форм самоорганизации. Компетентность такого рода возникает в образовательной среде, допускающей встречу «трёх Культур» – 1) типового содержания военно-профессионального образования; 2) личностных интересов курсантов; 3) коммуникативных возможностей всех субъектов образования. Цель статьи – выявить структурные компоненты теории проектирования образовательной среды и апробировать теорию через педагогический эксперимент в военной образовательной организации высшего образования. Методология и методы исследования. В исследовании проанализированы эпистемологические особенности структуры образовательной среды, выделены сущностные интенции содержательно-экзистенциального плана с последующим применением теории проектирования образовательной среды в педагогическом эксперименте военной образовательной организации высшего образования. Результаты исследования. Выявлены следующие структурные компоненты теории проектирования образовательной среды: понятийно-информационный аппарат как семантическая сеть, характеризующая этот феномен; отношения и связи между используемыми понятиями; закономерности, выведенные теоретически и установленные экспериментально; апробация теории и результаты её реализации, а также механизмы управления и корректировки эмпирических показателей. Проверка теории и внедрение соответствующей технологии позволили будущим офицерам Росгвардии осознавать сущность нового диалога человека с природой, обществом, государством в интересах обороны и безопасности страны. Такой навык отрабатывался через стохастическую технологию обучения, включающую следующие базовые элементы: – описание и характеристика целевой аудитории; – ожидаемые результаты обучения как достижение операционально поставленной цели, снабжённой критериями эффективности образования, оформленными в виде строгого правила, исходя из которого, подтверждается та или иная педагогическая гипотеза с заранее заданным уровнем статистической значимости; – педагогический мониторинг для системы управляющего воздействия на целевую аудиторию; – вероятностное проектирование процедур, задающих планируемое достижение результатов; индивидуальных траекторий развития курсантов через отбор содержания, методов и средств обучения; – инновационные алгоритмы управления военно-профессиональной подготовкой. В заключение делается вывод о том, что разработанная в исследовании теория проектирования образовательной среды ВОО ВО результативна и эффективна при обучении курсантов и направлена на формирование единой методологической базы средовых исследований в военной педагогике. Так, мы установили достаточно универсальные, взаимодополняющие и непротиворечивые теоретические положения, сформулировали понятие образовательной среды военной образовательной организации, носящее системный, полный и непротиворечивый характер, что является необходимым и достаточным условием педагогического проектирования.
Ключевые слова: 
образовательная среда, педагогическое проектирование, военная образовательная организация, курсанты, компетентность
Библиографический список: 

1. Атанасян С. Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2009. – 42 с.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды (Теоретические основы и технологии создания): автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2002. – 39 с.
3. Барбашина Э. В. Академическое письмо: заметки заинтересованного лица // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – Т. 6, № 1. – С. 185–187. DOI: 10.15372/PEMW20160130.
4. Гудкова Т. В., Дахин А. Н. Адаптация против виктимизации в образовательной среде // Школьные технологии. – 2018. – №2. – С. 36–43.
5. Дрозд К. В., Плаксина И. В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение: учеб.-метод. пособие. – Владимир: Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ), 2017. – 456 с.
6. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход: непротиворечивая теория и технология // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 81–95. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.06
7. Исаева Л. Б. Образовательная среда как предмет психолого-педагогических исследований // Вестник Казанского технологического университета. − 2012. – № 13. – С. 280–284.
8. Майер Б. О. Знания, навыки, компетенции: эпистемологический анализ // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 67–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.05
9. Менг Т. В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 98 с.
10. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 396 с.
11. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-я Российская конференция по экологической психологии: тезисы (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 172–176.
12. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. – М.: Мир, 1985. – 419 с.
13. Ярославцева Н. В., Лопуха Т. Л., Дахин А. Н., Суслов Д. В. Структурные компоненты процесса моделирования результатов открытого образования // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. – 2019. – № 3 (39). – С. 55–72. DOI: 10.32744/pse.2019.3.5
14. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
15. Demshina N. V., Mosunova L. A. A Study of the Levels of Semantic Perception of Information in Additional Education // Scientificand Technical Information Processing. – 2019. – Vol. 46. – P. 110–116. DOI: https://doi.org/10.3103/S0147688219020096
16. Swain J. The effect of Phase One training on young recruits’ personal and professional development in the British army // Journal of Youth Studies. – 2016. – Vol. 19, № 1. – Р. 117–132. DOI: 10.1080/13676261.2015.1039965.