УДК: 
378+374+372.016:37
Кучеревская Марина Олеговна
Кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет, keymarina@mail.ru, Новосибирск
Дейч Борис Аркадьевич
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем Института культуры и молодежной политики, Новосибирский государственный педагогический университет, deich67@mail.ru, Новосибирск

Использование методов активного обучения в формировании профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов дополнительного образования

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема формирования профессионально-педагогической направленности при подготовке будущих педагогов дополнительного образования. Представлен анализ опыта использования методов активного обучения для решения этой задачи. Авторы представляют две формы работы (индивидуальную и групповую) и три метода активного обучения (учебная дискуссия, решение игровых педагогических задач, ролевая игра) со студентами 1-го курса педагогического вуза. Цель статьи – определить возможности использования методов активного обучения для формирования профессионально-педагогической направленности студентов – будущих педагогов дополнительного образования. Методология. Методологическая основа исследования включает в себя: подходы к определению сущности профессионально-педагогической направленности Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и других; работы К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Вербицкого, В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, Г. П. Щедровицкого и других по проблематике методов активного обучения; подходы к теории и методике дополнительного образования Л. Н. Буйловой, В. П. Голованова, Е. Б. Евладовой, Б. В. Куприянова, И. И. Фришман. Результаты исследования. Для анализа результатов эмпирического исследования использованы метод опроса (анкетирование) и метод контроля (написание эссе). Эффективность используемого подхода подтверждается положительной динамикой уровня профессиональной направленности первокурсников трех лет (2017, 2018, 2019 г.). Заключение. Использование активных методов обучения при подготовке будущих педагогов дополнительного образования позволяет сформировать профессионально-педагогическую направленность (интерес к педагогической деятельности, педагогическое призвание, намерения и склонности), стимулировать процессы профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Ключевые слова: 
дополнительное образование; педагог дополнительного образования; методы активного обучения; обучение в вузе; педагогическое образование; профессионально-педагогическая направленность; проблемное обучение
Библиографический список: 

1. Абульханова-Славская К. А. Проблема активности личности. Методология и стратегия познания // Активность и жизненная позиция личности. – М., 1988. – С. 4–20.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Буйлова Л. Н. Современные тенденции обновления содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Инновационная наука. – 2015. – № 8. – С. 83–88.
4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 205 с.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
6. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Самоорганизация как перспективная возможность развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. – URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_21808009_49257943.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
7. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 178 с.
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
9. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. – 98 с.
10. Кучеревская М. О. Формирование в вузе готовности педагогов к организации досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей: дис. … канд. пед. наук. – М.: РГСУ, 2013. – 245 с.
11. Леванова Е. А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1995. – 31 с.
12. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
13. Пайзуллаева К. У. Активные методы обучения при подготовке учителей начальных классов // Вестник науки и образования. – 2017. – Т. 1, № 6 (30). – С. 91–94.
14. Руковишников Ю. С. Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. – 2017. – № 14 (148). – С. 649–651.
15. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. – М.: Просвещение, 1976. – 160 с.
16. Сластенин В. А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. – М.: Прометей, 1991. – 141 c.
17. Смолкин А. М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1991. – 176 с.
18. Стефановская Т. А. Технология обучения педагогике в вузе: методическое пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Совершенство, 2000. – 272 с.
19. Трефилова О. Л. Активные и интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2020. – № 2. – С. 43–47. – URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_42897730_30474069.pdf (дата обращения: 18.05.2020).
20. Чмир Р. А., Власова Ю. А. Ролевая игра как реализация методов активного обучения в дисциплине «Методика обучения биологии» // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. – № 3. – С. 145–149.
21. Шепшинская И. М. Кейс-стади как активный метод обучения иностранным языкам в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – 126–129.
22. Щедровицкий П. Г. Проблемы рефлексии в теории деятельности и СМД // Вопросы методологии. – 1991. – № 2. – С. 47–66.
23. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л.: ЛГУ, 1968. – 120 с.
24. Яруллина Л. Р. Использование кейсметода как метода активного обучения педагогов профессионального обучения [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы 11 Международной научно-практической конференции (23–24 октября 2014 г., г. Воронеж). – Воронеж, 2014. – Т. 1. – С. 262–267. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23312034_85536172.pdf (дата обращения: 14.05.2020).