УДК: 
378.4
Григоренко Анна Михайловна
Аспирант кафедры иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, a.m.grigorenko@yandex.ru, Новосибирск

Отношение преподавателей к проблеме обучения письменной научной коммуникации на иностранном языке в вузе

Аннотация: 
Статья посвящена анализу отношения преподавателей к проблеме обучения письменной научной коммуникации на иностранном языке в вузе. Цель статьи – анализ понятия «академическая компетентность», выявление ожиданий и взглядов преподавателей иностранного языка на процесс формирования навыков академического письма на иностранном языке во время обучения в университете, поиск и обоснование перспектив организации и внедрения обучающих материалов по академическому письму на иностранном языке в практику обучения иностранному языку в вузе. Методология и методы исследования. Теоретическими основаниями исследования выступили концепции формирования педагогических условий обучения академическому письму на английском языке в вузе (Э. Н. Меркулова), подходы к определению понятия академической компетентности (Т. Н. Астафурова, Г. Н. Каропа, А. Б. Бгуашев). Исследование проводилось на основе анкетирования преподавателей кафедры иностранных языков гуманитарного факультета Новосибирского государственного технического университета. Сбор и анализ полученных данных дает возможность изучения взглядов преподавателей иностранного языка на перспективу введения нового материала, направленного на обучение иноязычному академическому письму, а также выявления педагогических условий преподавания иноязычного академического письма в вузе. В статье представлены результаты опроса преподавателей с целью выявления их отношения к обучению академическому письму на иностранном языке в вузе, а также проанализирована и обоснована перспектива внедрения курса по иноязычному академическому письму. В заключении сделан вывод о том, что обучение такому жанру, как аргументативное академическое эссе, является значимой ступенью формирования базовых навыков академического письма на иностранном языке. Выявлены основные требования к преподавателю иноязычного академического письма, а также необходимость внедрения обучения академическому письму на иностранном языке в процесс обучения.
Ключевые слова: 
преподавание иностранного языка, иноязычное академическое письмо, академическая коммуникация, академическая компетентность, академическое эссе
Библиографический список: 

1. Андрианова А. С. Академическая компетентность как структурный компонент образовательной компетентности. Философско-педагогические проблемы непрерывного образования // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования: сборник научных статей. – Могилев, 2016. – С. 199–203.
2. Бгуашев А. Б., Шрам В. П., Иоакимиди Ю. А. Повышение академической компетентности студентов средствами воспитательной деятельности [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. – 2017. – № 10 (123). – С. 13–17. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ povyshenie-akademicheskoy-kompetentnosti-studentov-sredstvami-vospitatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 06.05.2020).
3. Казданян С. Ш. Парадигма в высшем образовании как фактор повышения качества образовательного процесса [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. – 2016. – № 6. – С. 85–91. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/paradigma-v-vysshem-obrazovanii-kakfaktor-povysheniya-kachestva-obrazovatelnogoprotsessa (дата обращения: 05.05.2020).
4. Каропа Г. Н., Иванченко Т. Н. Межкультурная академическая компетентность студентов педагогических специальностей: теоретические и методические аспекты [Электронный ресурс] // Гаудеамус. – 2017. – № 1. – С. 9–15. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mezhkulturnaya-akademicheskayakompetentnost-studentov-pedagogicheskihspetsialnostey-teoreticheskie-i-metodicheskieaspekty (дата обращения: 05.05.2020).
5. Кащеева А. В. Развитие подходов к обучению письму на иностранном языке [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – С. 127–138. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitiepodhodov-k-obucheniyu-pismu-na... (дата обращения: 05.05.2020).
6. Крутикова О. Н. «Академическое письмо» в условиях «Академического капитализма» [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. – 2012. – № 5. – С. 43–47. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoepismo-v-usloviyah-akadem... (дата обращения: 26.04.2020).
7. Макович Г. В. Развитие компетенций академического письма как инструмент реализации государственной программы по повышению конкурентоспособности науки и образования // Вопросы управления. – 2018. – №1 (50). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-kompetentsiy-akademicheskogo-pismakak-instrument-realizatsii-gosudarstvennoyprogrammy-po-povysheniyu (дата обращения: 07.08.2020).
8. Меркулова Э. Н. Академическое письмо на английском языке в российском вузе: проблемы и решения // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2016. – № 123. – С. 742–762. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ akademicheskoe-pismo-na-angliyskom-yazyke-vrossiyskom-vuze-problemy-i-resheniya (дата обращения: 17.04.2020).
9. Рожкова Н. А. Проблемы и перспективы развития академической грамотности русскоязычных студентов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 672–674. – URL: https://moluch.ru/archive/ 86/16295/ (дата обращения: 23.04.2020).
10. Степанов Б. Е. Коммуникативное измерение науки в преподавании академического письма // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 123–127. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kommunikativnoe-izmerenie-nauki-vprepodavanii-akademicheskogo-pisma (дата обращения: 25.04.2020).
11. Astafurova T., Skrynnikova I., Sytina N. Methodology of mastering academic writing competence in English within program of university training // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). – 2017. – № 97. – P. 280–284.
12. Carlino P. Helping Doctoral Students of Education to Face Writing and Emotional Challenges in Identity Transition // En Castello, M. y Donahue, C. University writing: Selves and Texts in Academic Societies. – London: Emerald Group Publishing, 2012. – P. 217–238.
13. Coffin C., Curry M., Goodman Sh., Hewings A., Lillis Th., Swann J. Teaching Academic Writing: A Toolkit for Higher Education // Simultaneously published in the USA and Canada by Routledge, 2003. – 189 p.
14. Fikri A. W. Psychological Interference on the Student’s Academic Writing Process // The Social Sciences. – 2017. – № 12. – P. 1056–1065.
15. Floris M. van Blankenstein, Nadira S., Roeland M. van der Rijst, Marleen S. Danel, Aaltje S. Bakker-van den Berg & Paul W. van den B. How do self-efficacy beliefs for academic writing and collaboration and intrinsic motivation for academic writing and research develop during an undergraduate research project? // Educational Studies. – 2019. – № 45:2. – P. 209–225.
16. Hundarenko O. Challenges of Teaching Academic Writing Skills in ESL Classroom (Based on International Teaching Experience) // Revista Românească pentru Educaţie Multidimensională. – 2019. – № 11, iss. 4. – P. 70–83.
17. James K. Towards Autonomy in Academic Writing // Cahiers de l’APLIUT. – 1988. – № 8-1-2. – P. 58–72.
18. Richards J. C., Miller Sh. K. Doing Academic Writing in Education: Connecting the Personal and the professional. – London, 2005. – 212 p.
19. Surastina, Dedi, F. S. O. Examining Academic Writing Motivation of Prospective Indonesian Language Teachers Using Exploratory Factor Analysis // International Journal of Instruction. – 2018. – № 11 (2). – P. 15–24.