УДК: 
378.4
Коренецкая Ирина Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для нелингвистических направлений, Псковский государственный университет, irinallo@mail.ru, Псков

Межкультурные кейсы как средство формирования межкультурной компетенции

Аннотация: 
Высокий уровень сформированности межкультурной компетенции – важное условие успешной интеграции выпускника в современное межкультурное сообщество. Поэтому отбору средств эффективного формирования межкультурной компетенции необходимо уделять особое внимание. Целью статьи является рассмотрение вопроса формирования межкультурной компетенции у студентов университета средствами межкультурных кейсов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Методологическую основу работы составили системный подход к исследованию сложных развивающихся систем; личностно-деятельностный подход к изучению педагогических явлений и систем; аксиологический подход; а также коммуникативный подход. В рамках пробного обучения со студентами были использованы диагностические (анкетирование, контент-анализ, интерпретация полученных данных, наблюдение), экспериментальные (констатирующий эксперимент) и статистические методы (математическая обработка экспериментальных данных). В результате анализа отечественных и зарубежных исследований моделей межкультурной компетенции предложена ее унифицированная структура и структурные компоненты, определены критерии и показатели ее сформированности у субъекта образовательного процесса. В материале предложен тематический принцип отбора кейсов, представлена модель по работе с ними, а также этапы формирования межкультурной компетенции. В заключении делается вывод об эффективности работы с межкультурными кейсами в формировании межкультурной компетенции у студентов.
Ключевые слова: 
восприимчивость, культура, межкультурная компетенция, ценности, эмпатийность
Библиографический список: 

1. Маслова Г. Г. К вопросу о реализации межкультурного подхода в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. – Псков: ПсковГУ, 2019. – С. 289–299. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37631962 (дата обращения: 20.05.2020).
2. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория, тренинг. – М.: ЮнитиДана, 2006. – 224 с.
3. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996. – 238 с.
4. Ablonczy-Mihalyka L. Business communication between people with different cultural backgrounds // Proceedings of the Conference of the International Journal of Arts and Sciences. – 2009. – № 1(19). – Р. 121–129.
5. Baric A., Jelovacz D., Fain N. Barriers in multicultural business communication: an empirical study of Slovenia and Bosnia and Herzegovina // Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. – 2013. – № 6(3). – Р. 18–37.
6. Bennett M. Towards ethnorelativism: a development of model of intercultural sensitivity // Education for the Intercultural Experience/ ed. by M. Paige. – Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1993. – Р. 21–71.
7. Botescu I. The training of international managers – success factor in international business // Management & Marketing Journal. – 2010. – № 8 (1). – Р. 115–120.
8. Byram M., Nichols A., Stevens D. Developing Intercultural Competence in Practice. – Clevedon: Multilingual Matters, 2001. – 296 p.
9. Cacciaguidi-Fahy & Cunningham J. The Use of Strategic Metaphors in Intercultural Business Communication // Managing Global Transitions. – 2007. – № 5 (2). – Р. 133–155.
10. Derkun C. A., Razuskaya T. O. and Kresova N. S. Cross-cultural communication // European researcher. – 2010. – № 10. – Р. 74–77.
11. Dinas K. & Griva E. Inter/multicultural awareness and communication in the Greek as a sec-ond language classroom: teaching practices, suggestions and perspectives // Greek Language, Culture and Media. – Athens: Gutenberg, 2017. – Р. 23–55.
12. Du-Babcock B., English as Business Lingua Franca: A comparative analysis of communication behavior and strategies in Asian and European contexts // Iberica. – 2013. – № 26. – Р. 99–130.
13. Geertz C. The Interpretation of Cultures. – New York: Basic Books, 1973.
14. Glaser E. Missing Cues: Understanding Communication Barriers in Multicultural Virtual Teams // Issues on culture and communication / eds. L. Glaser, A. Tompos. – Győr-Linz: SzéchenyiIstván University-Johannes Kepler Universität, 2007. – Р. 7–14.
15. Grusovnik R. & Jelovak D. The impact of managerial multicultural competencies on company’s competitive advantage in global economy // Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. – 2014. – № 7 (3). – Р. 58–89.
16. Hall E. T. The silent language. – New York: Doubleday, 1959.
17. Hall E. T. Beyond culture. – New York: Doubleday, 1976.
18. Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values. – Newbury Park, CA: Sage, 1980.
19. Culture, Leadership and Organizations. The Globe Study of 62 Societies / eds. House R. J., Hanges P. J., Javidan M., Dorfman P. W., Gupta V. – Thousand Oaks: Sage Publications, 2004.
20. Kramsch C., Thorne S. Foreign language learning as global communicative practice // Language Learning and Teaching in the Age of Globalization / ed. by D. Block & D. Cameron. – London: Routledge, 2002. – Р. 83–100.
21. Language Learning in Intercultural Perspective: approaches through drama and ethnography / ed. by M. Byram & M. Fleming. – Cambridge: Cambridge University Press, 1998. – 310 p.
22. Onea A. N. Meanings of the notions of culture in intercultural research // Review of Economic and Business Studies. – 2010. – № 3 (2). – Р. 243–252.
23. Samovar L. A., Porter R. E. Communication between Cultures. – Belmont, CA: Wadsworth, 1991.
24. Spitzberg B. H., Changnon G. Conceptualizing intercultural competence // The SAGE Handbook of Intercultural Competence / ed. by D. K. Deardorff. – Thousand Oaks, CA: Sage, 2009. – Р. 2–52. 25.
25. Stewart E. C. & Bennett M. J. American cultural patterns. – Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1991.
26. Tompos A. Hungarian societal values through business negotiators’ practices // Proceedings of the 14th International Academic Conference / eds. Jiri Rotschedl, Klara Cemakova. – Prague: International Institute of Social and Economic Sciences (IISES), 2014. – Р. 445–453.
27. Trompenaars F. Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business. – London, UK: Economist Books, 1993.
28. Zhang T. & Zhou H. The significance of cross-cultural communication in international business negotiation // International Journal of Business and Management. – 2008. – Vol. 3, № 2. – Р. 103–109.