УДК: 
373+376
Горбунова Анна Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, augorbunova@yandex.ru, Новосибирск
Королькова Ольга Олеговна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, ookorol@mail.ru, Новосибирск
Ткаченко Елена Сергеевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, spec-edu@mail.ru, Новосибирск

Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

Аннотация: 
Введение. Проблематика статьи связана с противоречием, которое наблюдается в современном общем образовании. Оно заключается в необходимости соблюдения требований нормативных документов об индивидуализации образовательного процесса, с одной стороны, и недостаточной готовностью руководящих и педагогических работников к реализации этого требования посредством включения в него тьюторских практик. Цель статьи – обобщение имеющихся в современной научной и методической литературе подходов к тьюторскому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как наиболее многочисленной и специфичной группе обучающихся с особыми образовательными потребностями. Результаты. Авторами представлены подходы к осмыслению факторов, определяющих специфику целей и содержания тьюторского сопровождения различных групп обучающихся с ОВЗ, в том числе на разных уровнях образования. Также определены критерии распределения должностных обязанностей тьютора и иных педагогических работников в ходе образования таких обучающихся. Заключение. Сделаны выводы о том, что эти подходы к тьюторской деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, на практике повысят ее эффективность и, как следствие, качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: 
обучающиеся с особыми образовательными потребностями, индивидуализация образовательного процесса, индивидуальный образовательный маршрут, профессиональный стандарт, специалист в области воспитания
Библиографический список: 

1. Зыбарева Н. Н., Карпенкова И. В., Кузьмина Е. В. Профессия тьютор: информационно-методический бюллетень. – М.: МГППУ, 2012. – 40 с.
2. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.
3. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 64 с.
4. Логинов Д. А. Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса // Экономика образования. – 2013. – № 1. – С. 169–173.
5. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Е. А. Вишнякова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. – 66 с.
6. Петрова Е. Э., Дегтярёва Л. И., Тиндетникова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной школе: методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 115 с.
7. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования: сб. материалов / сост. Н. В. Борисова, М. Ю. Перфильева; пер. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова. – М.: РООИ Перспектива, 2012. – 122 с.
8. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ [Электронный ресурс]: методические рекомендации для тьюторов, педагогов, cпециалистов образовательных учреждений / сост. С. В. Алещенко. – Томск: ОГКОУ «Центр ПМСС», 2014. – 42 с. – URL: https://docplayer. ru/32814762-Tyutorskoe-soprovozhdenie-detey-sovz.html (дата обращения: 19.06.2020).
9. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику [Электронный ресурс]: методические рекомендации / сост. Е. В. Кузьмина. – М., 2013. – 57 с. – URL: https://docplayer. ru/35116173-Tyutorskoe-soprovozhdenie-deteys-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-vobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-realizuyushchihinklyuzivnuyu-praktiku.html (дата обращения: 19.06.2020).
10. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / под ред. Е. В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2017. – 173 с.
11. Шрамко Н. В. Основы тьюторства: курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург, 2018. – URL: http://elar.uspu.ru/ handle/uspu/10144 (дата обращения: 19.06.2020)
12. Elliott D., McKenney M. Four inclusion models that work // Teaching Exceptional Children. – 1998. – Vol. 30, № 4. – P. 54–58.