УДК: 
371
Грасс Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, tpgrass@mail.ru, Cанкт-Петербург
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова, vpetrishchev2019@mail.ru, Cанкт-Петербург
Крашенинникова Анастасия Евгеньевна
старший преподаватель кафедры филологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, atansy2@mail.ru, Красноярск

Система оценивания образовательных результатов старшеклассников в процессе формирования экономической культуры в условиях цифровой экономики (на материале России и Канады)

Аннотация: 
В статье приведен сравнительный анализ системы оценивания образовательных результатов в процессе формирования экономической культуры в России и Канаде. Авторы особо подчеркивают, что правительства России и Канады, осознавая значимость экономической подготовки старшеклассников, повышают требования к уровню и качеству подготовки выпускников школ, реализуя комплекс мер, направленных на разработку системы оценивания образовательных результатов как ключевого компонента любой образовательной системы, поскольку качественное оценивание результатов социально-экономической подготовки является распространенной и востребованной задачей в российских и канадских школах. Подчеркивается, что существующая система оценивания сформировалась в рамках традиционной знаниевой парадигмы образования и не отражает результаты усвоения знаний, которыми должен обладать выпускник, снижая возможности развития его инициативы и самостоятельности в учебной деятельности. Такой подход к оцениванию не может реализовать задачу подготовки выпускника, способного эффективно действовать в различных социально-практических и экономических контекстах и ситуациях, а значит, не обеспечивает и его соответствия тем требованиям, которые предъявляет к нему общество и современный рынок труда, на смену которому приходит та реальность, которую сегодня все чаще характеризуют аббревиатурой VUCA (нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность). Целью статьи является выявление особенностей системы оценивания образовательных результатов старшеклассников в процессе формирования экономической культуры в школах России и Канады. Методологией выступает совокупность исходных теоретических обоснований: ключевых положений культурологического, компетентностного и критериально-уровнего подходов для описания характера и видов оценочной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: 
социально-экономическая подготовка, старшеклассники, система оценивания, экономическая культура, компетентностный подход в обучении, методы оценивания, цифровая экономика
Библиографический список: 

1. Болотов В. А. Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 287–297.
2. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Крашенинникова А. Е. Особенности формирования финансовой грамотности подрастающих поколений в США и Канаде // Научный журнал «Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева». – 2017. – № 2 (40). – С. 11–17.
3. Никонова Е. З. Формирование информационной компетенции учащихся в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2014. – 84 с.
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 05.06.2020).
5. Петрищев В. И., Грасс Т. П. Экономическая социализация подрастающих поколений: кросс-культурный анализ (на материале России и зарубежных стран): монография. – СПб.: АртЭкспресс, 2020. – 164 с.
6. B08 New Vision for Education, Ministry of Education, 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://efis.fma.csc.gov.on.ca/faab/Memos/B2019/ B08_EN.pdf (дата обращения: 5.06.2020).
7. Beloin Sh. A Review of Student Progress Reports in BC: Aligning the ‘Report Card’ with the BC Education Plan, A Thesis Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Arts in the department of Curriculum and Instruction. – BSc, University of Victoria, 2015.
8. Bennett R. E. Preparing for the future: What educational assessment must do [Электронный ресурс] // Teachers College Record. – 2014. – № 116 (11). – URL: http://www.tcrecord.org/Content.asp?ContentID=17623 (дата обращения: 1.06.2020).
9. Harris P., Bhanji F., Topps M., Ross S., Lieberman S., Frank Jason R., Snell L., Sherbino J. & on behalf of the ICBME Collaborators. Evolving concepts of assessment in a competency-based world // Medical Teacher. – 2017. – № 39:6. – Р. 603–608. DOI:
10.1080/0142159X. 10. Hong Fu, Tim Hopper, Kathy Sanford, New BC Curriculum and Communicating Student Learning in an Age of Assessment for Learning // Alberta Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 64, № 3. – Р. 264–286.
11. Ontario Ministry of Education. Growing success: Assessment, evaluation and reporting in Ontario schools. First edition, covering Grades 1–12. Toronto [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edugains.ca/resourcesAER/PrintandOtherResources/ReportingStud... (дата обращения: 12.07.2020)
12. People for Education. Digital Learning in Ontario Schools: The New Normal [Электронный ресурс]. – URL: http://www.peopleforeducation. ca/wp-content/uploads/2014/03/digital-learning-2014-EB.pdf. (дата обращения: 20.07.2020).
13. Québec. Ministère de l’Éducation, du Loisir et du Sport. Framework for the Evaluation of Learning [Электронный ресурс]. – URL: https://www7.mels.gouv.qc.ca/dc/evaluation/ index_en.php?page=search. (дата обращения: 15.06.2020)
14. The Ontario Curriculum, grades 9 and 10: Business Studies [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.gov.on.ca/eng/curriculum/secondary/business910currb.pdf (дата обращения: 6.07.2020).
15. Whitelock D. & Watt S. Reframing eassessment: adopting new media and adapting old frameworks // Learning, Media and Technology. – 2008. – № 33:3. – Р. 151–154. DOI: 10.1080/17439880802447391