Рагозина Виктория Валентиновна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, докторант лаборатории эстетического воспитания Института проблем воспитания, НАПН Украины, vlavian@.ukr.net, Киев
Аннотация:
В статье в процессе сравнительного анализа раскрываются особенности дошкольного художественного образования Украины и стран СНГ. Цель статьи – выделить и охарактеризовать общие тенденции и отличительные особенности систем дошкольного художественного образования этих стран, которые связаны общим политическим и социально-экономическим прошлым. Выявлено, что общими чертами дошкольного художественного образования Украины и стран СНГ являются: направленность на образование духовной и культурной личности с высоким уровнем эстетического восприятия и способности к самовыражению разными видами искусства; понимание важности целей и содержания дошкольного художественного образования, которые отображаются в образовательных стандартах и реализуются через образовательные программы на базе традиционных для стран СНГ детских садов.
Среди современных тенденций - разрастание сети детских учереждений нового типа, которые привлекают к искусству детей разных слоев населения, более гибки в организации, содержании и методах художественного образования, в особенности одаренных и детей раннего возраста. Их количество, название и типы заведений, а также опыт в Украине и других странах СНГ различен. В заключение делаются выводы рекомендательного характера о перспективных направлениях развития сферы дошкольного художественного образования, применимых в условиях становления стран Содружества.
Ключевые слова:
дошкольное художественное образование, Украина, страны СНГ, сравнительный анализ
Библиографический список:
1. Куррикулум (программа) воспитания детей 5-6 лет в детских садах Республики Молдова. – Кишинев: МОМ, 2000. – 29 с.
2. Кусаинов А. К. Состояние и перспективы системы образования Республики Казахстан // Педагогика. – 2012. – № 1. – С.113–118.
3. Масликова Н. А. Раннее развитие в инновационных дошкольных образовательных учреждениях Кыргыстана // Социология образования. – 2007. – № 11. – С.26–32.
4. Масол Л. М., Базелюк О. В., Комаровська О. А., Рагозіна В. В. та ін. Мистецьтка освіта в Україні: розвиток творчого потенціалу в XXI столітті: Аналітична доповідь українською, російською, англійською мовами: наук. видання. – К.: Аура Букс, 2012 . – 240 с.
5. Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ. ЮНЕСКО, 2013 г. - [Электронный ресурс]. - URL http://www.cisstat.com/rus/shoprus.htm (дата обращения : 04.09.2013).
6. Чемортан-Волошина Е. Організація дошкільної художньої освіти в Молдові і її значення в розвитку держави. // Вісник Львівської національної академії мистецтв. - Спецвипуск ІV. – С. 209–211.
7. Щербакова Е. Уровень и качество жизни в странах СНГ существенно различаются. – [Электронный ресурс]. - URL http://demoscope.ru/weekly/2010/0415/barom03.php (дата обращения : 04.09.2013).
8. Ширзадова М. Г. Дошкольное образование в Азербайджане // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. – 2007. – № 2. – С.77– 88.