УДК: 
37.01
Киселёва Ольга Олеговна
Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, Московский социально-экономический институт, ook@km.ru, Москва

Организационные формы и методы преодоления педагогических рисков управления инновационной площадкой в образовании

Аннотация: 
Введение. В статье актуализируется проблема планирования способов преодоления педагогических рисков управления при проектировании инновационных образовательных проектов. Цель статьи – выявить методы преодоления педагогических рисков управления инновационной площадкой в образовании, обосновать классификацию таких методов. Методология и методы исследования. Методологическим основанием исследования выступает системный подход, позволивший рассмотреть взаимосвязи элементов управления инновационной площадкой. Для достижения цели исследования применены методы анализа основополагающих идей педагогической науки и теории риск-менеджмента, моделирования контент-анализа проектов действующих федеральных инновационных площадок, ранжирования методов минимизации педагогических рисков в управлении инновационной образовательной площадкой. Результаты исследования. В результате исследования создана модель форм и методов преодоления педагогических рисков управления, выявлены преобладающие формы и методы преодоления педагогических рисков управления инновационной образовательной площадкой. В заключении делается вывод о том, что методы преодоления педагогических рисков адекватны природе риска: педагогические феномены, лежащие в основе педагогических рисков управления, требуют применения преимущественно педагогических форм и методов минимизации таких рисков, а феномены организации деятельности определяют приоритет методов управления для нейтрализации рисков организация управления педагогическим коллективом инновационной площадки.
Ключевые слова: 
федеральная инновационная площадка в сфере образования; педагогические риски в управлении; методы преодоления рисков.
Библиографический список: 

1. Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования: Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 г. N 611 г. Москва. – URL: https://rg.ru/2013/08/20/infrastruktura-dok.html (дата обращения: 03.04.2020).
2. ГОСТ Р 50.1.094-2014. Рекомендации по стандартизации. Менеджмент риска. Идентификация, оценка и обработка риска проекта на прединвестиционном, инвестиционном и эксплуатационном этапах. Утверждены и введены в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.10.2014 г. N 1276-ст. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200120831(дата обращения: 04.05.2020).
3. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Менеджмент риска. Принципы и руководство. Iso31000:2009.risk-management–principlesandguidelines(idt). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Москва, 2012. – 27 с.
4. Абрамова И. Г. Педагогическая рискология. – СПб., 1995. – 93 с.
5. Агафонова И. П. Обзор методов управления рисками инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 5. – URL: http://www.mevriz.ru/articles/2004/5/3463.html (дата обращения: 23.04.2020)
6. Антонова Л. Н. Педагогическая рискология: теория и история // Проблемы современного образования. – 2010. – № 4. – С. 24–30.
7. Богачева А. М., Соколова Е. Л. Подходы, формы и методы развития персонала в современных организациях // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2015. – № 6.– С. 330–334.
8. Богдан С. В. Определение сущности методов воспитания с позиции бинарного подхода // Вестник КазГуки. – 2012. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-suschnosti-metodov-vospita... (дата обращения: 12.05.2020).
9. Богуславский М. В. Потенциал педагогической рискологии в системе образования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М., 2015. – № 1. – С. 1394–1402.
10. Ботирова М. Роль современной рискологии в развитии педагогических наук // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – № 12-4 (44). – С. 34–38.
11. Вяцкова Н. А. К вопросу о сущности и классификации методов управления рисками // Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. – № 9 (49). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-i-klassifikatsi... (дата обращения: 27.05.2020).
12. Гринева Н. В. Управление рисками в инновационной деятельности // Вестник Московского университета. – Сер. 6. Экономика. – 2008. – № 6. – С. 118–129.
13. Кагал Е. П. Новые формы и методы обучения персонала как необходимое условие развития организации // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 155–157. – URL: https://moluch.ru/archive/279/63021 (дата обращения: 08.05.2020).
14. Киселёва О. О. Педагогические риски в управлении инновационной образовательной площадкой // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-riski-v-upravlenii-inn... (дата обращения: 11.05.2020).
15. Кущинская Я. В. Профессиональное обучение и развитие персонала // Современные технологии управления персоналом: сборник трудов V Международной научно-практической конференции (Симферополь, 27–28 сентября 2018 г.). – С. 344–347. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36288940 (дата обращения: 13.06.2020).
16. Михайлова Е. К. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009.– № 10. – С. 59–62.
17. Патутина Н. А. Построение социально-педагогического пространства как одно из направлений формирования организационной культуры компании // Управление корпоративной культурой. – 2010. – № 3. – С. 204–224.
18. Причинин А. Е., Причинина А. В. Управление рисками образовательного проекта: экспериментальный аспект // Вестник Удмуртского университета. – Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami-obrazovatelnogo-pro... (дата обращения: 30.07.2020).
19. Суртаева Н. Н. Социально-педагогические риски в сфере педагогического образования (основы социально-педагогической рискологии) // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2010. – № 1. – С. 12–14.
20. Суховеева Н. Д. Понятие и сущность риска как педагогического феномена. – URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2729 (дата обращения: 30.07.2020).
21. Суховеева Н. Д., Бондаренко Н. Г., Васильева Л. М. Педагогический риск как объект междисциплинарного исследования // Успехи современной науки. – Т. 1. – № 5. – 2016. – С. 38–39.
22. Тавстуха О. Г., Матвиевская Е. Г. Минимизация рисков инновационной деятельности в образовании // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN619.pdf (дата обращения: 15.02.2020)
23. Хмыров В. В. Основные концепции риск-менеджмента // Проблемы экономики и юридической практики. – 2012. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kontseptsii-risk-menedzhmenta (дата обращения: 15.07.2020).
24. Чорою А. Е., Рычихина Ю. В., Пикалов П. В., Солодкая Ю. Ю., Васин Е. В. Анализ регламентирующих документов по менеджменту рисков, применимых в РФ // Молодой ученый. – 2018. – № 45. – C. 102–105.
25. Чуланова О. Л., Мезенцева Е. И. Секондмент как современная технология обучения и развития персонала организации: проблемы, возможности актуализации, риски // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 2-3. – С. 108–115.
26. Greene C. S., Katrin R. H., Chiranjeev S., Kohli C. S. The Strategic Relevance of Innovation // A Pedagogical Perspective, Journal of Education for Business. – 1996. – № 71 (5). – P. 257–262.
27. Joffe H. Risk: from perception to social representation // British Journal of Social Psychology. – 2003. – Vol. 42, Part I. – P. 55–73.
28. Kerr, Cheryl & Lloyd, Cathryn. Pedagogical learnings for management education: Developing creativity and innovation // Journal of Management and Organization. – 2008. – № 14 (5). – P. 486–503.
29. Olkhovaya T. A., Saitbaeva E. R., Kriskovets T. N., Chikova I. V., Shinkaruk V. M., Gorbunova L. N., Ezhov K. S., Popova O. V. Features оf Pedagogical Management In The Information Society Conditions // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – № 7. – P. 46–55.
30. Sinclair J., Aho A-M. Experts on super innovators: understanding staff adoption of learning management systems // Higher Education Research & Development. – 2018. – № 37 (1). – P. 158–172.
31. Walder A. M. Obstacles to innovation: the fear of jeopardising a professorial career? // British Journal of Éducation. – 2015. – Vol. 3, № 6. – P. 1–16.
32. Yarullin I. F., Prichinin A. E., Sharipova D. Y. Risk Management of an Education Project // International Electronic Journal of Mathematics Education. – 2016. – Vol. 11, Iss. 1. – P. 45–56.