УДК: 
371.487
Томтосова Елена Афанасьевна
аспирант, Институт управления образованием Российской академии образования, e_tomtosova@mail.ru, Якутск
Якушкина Марина Сергеевна
Доктор педагогических наук, заведующая лабораторией теории формирования образовательного пространства СНГ, Институт управления образованием Российской Академии Образования, vosp_spbgu@mail.ru, Санкт-Петербург

Создание воспитательного пространства кочевой дошкольной образовательной организацией

Аннотация: 
Введение, постановка проблемы. Проблема исследования – в несоответствии подходов к использованию социокультурных ресурсов современного малонаселенного арктического региона для воспитания дошкольников возможностям воспитательного пространства, созданного по инициативе кочевой дошкольной образовательной организации. Цель статьи – обосновать возможность и перспективы создания воспитательного пространства по инициативе дошкольной образовательной организации в условиях арктического кочевья. Методология и методы исследования. В основе исследования – деятельностный, антропологический и событийный подходы. Методы исследования: изучение педагогической литературы и законодательной базы изменений в системе образования РФ, педагогическое наблюдение за детьми, интервьюирование родителей-кочевников и педагогов-воспитателей. Результаты исследования, обсуждение. Представлено описание практик и результатов воспитания ребенка-дошкольника-северянина в семье, родовой общине. Обоснованы истоки раннего формирования самостоятельности и ответственности за окружающее пространство, семью, род у детей коренных северных народов. Разработана научная идея создания и реализации в кочевом регионе воспитательного пространства по инициативе разновозрастного сообщества кочевой дошкольной образовательной организации. В основу алгоритма формирования пространства положена концепция взаимодействия особых социокультурных институтов арктической территории. Предложены направления деятельности разновозрастных сообществ в целях развития воспитательного пространства: создание условий формирования мировоззрения северянина, уважительного отношения к природе как к компоненту окружающей человека среды с живыми природными объектами; реализация потенциала сохранившегося этнокультурного опыта, традиций досуга и хозяйствования кочевых арктических народов; освоение традиций жизнедеятельности семьи, роли отца, матери, главы рода. Заключение. Новизна исследования заключается в том, что в ходе разработки и реализации алгоритма создания воспитательного пространства систематизированы характеристики личности дошкольника-северянина, проживающего в кочевье; определены условия, обоснованы особенности создания воспитательного пространства по инициативе кочевой дошкольной образовательной структуры; разработаны методические материалы, раскрывающие особенности воспроизведения предложенного алгоритма создания воспитательного пространства. Перспективы практического применения результатов исследования: результаты могут быть использованы в муниципалитетах со схожими территориальными особенностями для организации кочевого дошкольного воспитания и социализации.
Ключевые слова: 
воспитательное пространство, дошкольники, кочевая образовательная организация, семейные общины, этнокультурные традиции.
Библиографический список: 

1. Абрютина Л. И. Коренные малочисленные народы Севера России: проблемы здоровья // Международный полярный год: достижения и перспективы развития циркумполярной медицины: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной III Междунар. полярному году. – Архангельск, АГПУ, 2009. – С. 17–20.
2. Беляков Н. Г. Социально-медицинские аспекты здоровья детей и подростков на Крайнем Севере России (по материалам Ненецкого автономного округа): дис. ... канд. мед. наук. – Архангельск, 2005. – 192 с.
3. Гурьянова М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 46 с.
4. Жиркова З. С. Циркумполярное образовательное пространство региона: монография. – СПб.: Реноме, 2017. – 144 с.
5. Ефимова Д. Г. О единой территории развития дошкольников в условиях кочевья // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – С. 32–35.
6. Инденбаум Е. И. Особенности психического развития детей на Севере в норме и при отклонениях // Дефектология. – 2004. – № 1. – С. 35–42.
7. Киреева Е. П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 15. – URL: http://www.e-koncept.ru/2016/96357.htm (дата обращения: 29.04.2018).
8. Лишин О. В. Особенности личностного самоопределения ненецких детей в условиях школы-интерната // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 70–77.
9. Мартынова Е. П., Новикова Н. Н. Тазовские ненцы в условиях нефтегазового освоения: Этнологическая экспертиза 2011 года. – М.: ИП А. Г. Яковлев, 2011. – 132 с.
10. Нерадовский В. Х. О природосообразном обучении детей Севера // Народное образование. – 2000. – № 3. – С. 190–197.
11. Николаева А. Г. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 23 с.
12. Новицкая В. А., Яфизова Р. И. Модель организации дошкольного образования для малочисленных народов Крайнего Севера // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: материалы междунар. науч.-практ. конф., декабрь 2015 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – С. 130–137.
13. Новицкая В. А., Яфизова Р. И. Проектирование региональных моделей дошкольного образования // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чита: ЗабГУ, 2016. – С. 140–146.
14. Няруй В. Н., Сэрпиво В. М. Ненцы: уроки предков: науч.-метод. пособие для педагогов и родителей. – М.; Миралл: Просвещение, 2005. – 237 с.
15. Осипова Л. П., Аскенович Т. И., Колпаков В. Г. Попытка психометрического исследования в популяциях ненцев, селькупов и кетов в сравнении с русскими // Популяционно-генетическое изучение северных народностей: сб. ст. – Новосибирск: ИЦИГ, 1992. – С. 88–102.
16. Пашина Н. А. Физиологические особенности иммунного статуса коренного (малочисленного) населения Ямало-Ненецкого автономного округа: дис. ... канд. биол. наук. – Надым, 2009. – 116 с.
17. Сорокина Н. М. Психолого-педагогическое проектирование игрового пространства в образовательной среде ДОУ [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2012. – URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-proektirova... (дата обращения: 15.06.2020).
18. Сусой Е. Г. Из глубины веков: сборник статей / вступ. сл. Н. Ного. – Тюмень: Ин-т проблем освоения Севера СО РАН, 1994. – 171 с.
19. Тимченко О. А. Игровое пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2007. – 24 с.
20. Тишков В. А. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение. – М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; СПб.: Нестор-История, 2016. – 272 с.
21. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_27908/ (дата обращения: 15.06.2020).
22. Шергина Т. А. Опережающее обучение в сельской малокомплектной школе как инновация (на примере Республики Саха) // Философия образования. – 2011. – № 1(34). – С. 79–85.