УДК: 
378.22 + 37.0
Шаляпин Олег Васильевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет, shalyapin.oleg@mail.ru, Новосибирск
Кучеревская Марина Олеговна
Кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет, keymarina@mail.ru, Новосибирск

Подготовка магистрантов в современном художественно-педагогическом образовании

Аннотация: 
В статье описывается сущность магистерского образования, актуализируются проблемы магистерской подготовки художников-педагогов в современной России. Высказывается мнение о том, что отсутствие у магистрантов квалификации предшествующего уровня профильного образования нарушает специфику подготовки в высшем художественном образовании. Цель статьи – актуализировать проблемы магистерской подготовки специалистов, не имеющих художественно-педагогического образования. Методология. Исследование построено на основе контекстного подхода, позволившего выявить актуальную для современного состояния художественного образования проблему, связанную с магистерской подготовкой художника-педагога. Основным методом исследования избран теоретический (анализ нормативных документов и литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, сравнение, обобщение и интерпретация данных). Результаты исследования. Проведенный анализ состояния реализации магистерской подготовки художника-педагога в российском образовании позволил обозначить проблему, которую необходимо решать на законодательном уровне. Художественно-педагогическое образование имеет свою специфику, с которой необходимо считаться при организации набора в магистратуру по профилю «Художественное образование». Непродуманность нововведений оказывает негативное влияние на качество подготовки выпускников, не имеющих предшествующего уровня профильного образования. Заключение. В заключении авторы приводят аргументы о том, что абитуриенты, имеющие непрофильное образование, испытывают трудности в магистратуре по художественному образованию, так как не владеют перечнем компетенций, предусмотренных требованиями к магистерской подготовке художника-педагога.
Ключевые слова: 
высшее образование, бакалавриат, высшее профессиональное образование, магистратура, художественное образование, научно-исследовательская деятельность и самостоятельная работа студентов.
Библиографический список: 

1. Баликоева М. И., Рубаева В. П. Организация самостоятельной работы магистрантов по иностранному языку в рамках профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 3. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/18PDMN316.pdf (дата обращения 12.05.2020).
2. Белобородко Н. В. Бюджет рабочего времени и его организация в студенческой группе // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования: сборник научных статей / отв. ред. Г. В. Жигунова. – Мурманск: Изд-во МурГГУ, 2014. – С. 5–9.
3. Камышанова А. Е. Магистратура в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Ростовский научный журнал. – 2016. – № 7. – С. 41–49. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26376290 (дата обращения 30.04.2020).
4. Кривоногова А. С., Соколова Т. Б. Взаимодействие образовательных учреждений с работодателями в условиях реализации программ магистратуры // Вестник Минского университета. – 2014. – № 4. – С. 10.
5. Ломов С. П. Художественное образование сегодня и завтра // Искусство, дизайн и современное образование: материалы международной научно-практической конференции. Сер. «Научные труды РГСАИ». – М., 2015. – С. 443–447.
6. Медведев Л. Г. Изобразительное искусство в современном образовательном процессе // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: материалы научной конференции. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 20–25.
7. Наумова Л. К. Организация самостоятельной работы магистрантов: Направление «Педагогика»: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб.: Рос. гос. пед. ун-т. им. А. И. Герцена, 2006. – 19 с.
8. Поздеева С. И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. – 2018. – № 3. – С. 144–152.
9. Постановление Госкомвуза РФ от 10 августа 1993 г. № 42 «Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/172442/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
10. Роботова А. С. Проблемы и трудности обучения магистрантов: взгляд профессора педагогического университета [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: ХХI век. – 2017. – Вып. 2 (18). – URL: https: //elibrary.ru/download/elibrary_29459130_93552071.pdf (дата обращения 30.04.2020). – DOI: 10.15393/j5.art.2017.3487.
11. Сергеева М. Г., Бурнакин М. Н. Современные проблемы и тенденции развития магистратуры в России // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 51–56.
12. Скворцов В. Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: сборник статей / под общ. ред. В. Н. Скворцова, отв. ред. Н. М. Космачева. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 47–50.
13. Троянская С. Л., Савельева М. Г. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2013. – 110 с.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.04.2020).
15. Шабанова О. П., Шабанова М. Н. Программа «Художественное образование»: опыт проектирования и реализации магистерской программы // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 7. – С. 19–24.