УДК: 
378.14
Косарева Светлана Александровна
старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, MSvetlana-08@mail.ru, Саратов

Перспективы и риски повышения уровня самоорганизации студентов

Аннотация: 
Введение. В статье представлено описание разработанной автором методики повышения уровня самоорганизации студентов, приводятся результаты ее апробации и оцениваются перспективы и риски ее применения в высшем учебном заведении. Цель статьи – выявить перспективы и риски применения методики повышения уровня самоорганизации студентов, определить способы снижения рисков. Методология и методы исследования. В статье обозначены подходы к обучению, на которых базируется предлагаемая методика, а также методы диагностики уровня самоорганизации студентов. Излагается суть работы, направленной на повышение исходного уровня самоорганизации обучающихся. Она состоит из теоретической и практической части и включает в себя проектную деятельность по созданию учебного пособия. Результаты исследования. Диагностика итогового уровня самоорганизации студентов в экспериментальной и контрольной группах подтвердила эффективность предлагаемой методики. Рассматриваются такие ее преимущества, как универсальность, гибкость, повышение уровня профессиональной компетентности как педагогов, так и студентов и др. Вместе с тем, отмечены и риски применения рассматриваемой методики, связанные с увеличением нагрузки преподавателя, а также с определенной долей монотонности работы студентов. Заключение. Перспективы методики повышения уровня самоорганизации студентов связаны с ее преимуществами и итоговым результатом работы. Существующие риски ее применения могут быть снижены с помощью предложенных в статье средств.
Ключевые слова: 
самоорганизация, проектная деятельность, цель, ресурсы, планирование, перспективы, риски.
Библиографический список: 

1. Архангельский Г. А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 258 c.
2. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. – М.: Издательство АСВ, 2004. – 224 с.
3. Калашникова С. А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2. – С. 185–189.
4. Карандашев В. Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения: дис. ... д-ра психол. наук. – СПб., 1994. – 420 с.
5. Ковалева Т. М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 108–112.
6. Котова С. С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. – 208 с.
7. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 87–111.
8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
9. Реунова М. А. Тайм-менеджмент студента университета: учебное пособие. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2012. – 103 c.
10. Тайм-менеджмент. Полный курс: учебное пособие / Г. А. Архангельский, С. В. Бехтерев, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 311 c.
11. Шилова С. А. К вопросу о применении личностно-ориентированного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 2 (23). – С. 319–322.