УДК: 
37.062.2
Елькина Ольга Юрьевна
Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, olgelkina@yandex.ru, Новокузнецк
Лозовая Любовь Ярославовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, lozowan@yandex.ru, Новокузнецк
Мартынова Алла Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, allamart@yandex.ru, Новокузнецк

Исследование отношения студентов педагогических профилей к будущей профессиональной деятельности

Аннотация: 
В статье представлены результаты изучения отношения студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности, описывается динамика изменения их отношения к педагогической деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин, рассматриваются причины, негативно влияющие на формирование положительного отношения студентов к данной профессиональной деятельности. Цель статьи – количественный и качественный анализ результатов проведенного диагностического исследования среди студентов 1–5-х курсов, обучающихся по педагогическим профилям подготовки программам бакалавриата очной формы обучения Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, направленного на выявление их отношения к будущей педагогической деятельности. Методология. Для достижения поставленной цели использовалась совокупность взаимодополняющих методов: концептуальный анализ психологической, педагогической литературы для выявления исходных положений исследования; обобщение полученной в ходе исследования научной информации; диагностические методы (педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тестирование и др.); методы математической обработки первичных данных (статистическая обработка результатов эксперимента и их анализ, графическая интерпретация результатов исследования и др.). Результат. Доказано, что на формирование положительного отношения студентов педагогических профилей подготовки к будущей педагогической деятельности оказывают влияние их затруднения и вызывающие тревогу ожидания.
Ключевые слова: 
отношение к деятельности, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка педагога.
Библиографический список: 

1. Андрюнина А. С., Коротаева Е. В. Формирование ценностного отношения к профессии у будущих педагогов во внеучебной деятельности // Профессиональное образование в России. – 2016. – № 5. – С. 47–51.
2. Демченко З. А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: автореф. … канд. пед. наук. – Петрозаводск, 2006. – 24 с.
3. Жарикова Л. И. Ценностное отношение будущих учителей к непрерывному педагогическому образованию: проблемы и перспективы. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 208 с.
4. Нечаев В. А. Развитие ценностных отношений у студентов вуза (На примере изучения педагогических дисциплин): дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2001. – 215 с.
5. Мартынова А. В. Структура профессионального самосознания будущего учителя начальной школы // Профессиональное образование. Столица. – 2016. – № 6. – С. 37–40.
6. Мясищев В. Н. Психология отношении. – М.; Воронеж: НПО «Модек», 1998. – 165 с.
7. Первутинский В. Г. Развитие ценностного отношения к знаниям у студентов. Проект кафедры акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена «Твои вершины». – СПб., 2002. – URL: http://akmeo.ru/index.php?id=116 (дата обращения: 29.08.2020).
8. Райсвих Ю. А. Этапы формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих учителей в контексте их профессионального обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Новосибирск, 2009. – URL: https://refdb.ru/look/2567339-p9.html (дата обращения: 29.08.2020).
9. Ханжина О. А. Отражение аспекта воспитания ценностного отношения к будущей профессии в процессе прохождения практики студентами педагогических специальностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2007. – № 6. – С. 56–62.
10. Шишкина В. А. Развитие у студентов ценностного отношения к будущей профессии педагога-художника // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 6. – С. 154–159.
11. Botalova O. B., Osipova S. V., Asenova N. S., Kenenbaeva M. A., Kuderina A. Y., Zholtaeva G., Boribekova F., Zhanatbekova N., Vedilina E. A. and Azanbekova G. Value Orientations of Future Teachers-Researchers // International Journal of environmental & Science Education. – 2016. – Vol. 11, no. 17. – P. 10279–10288.