УДК: 
371 + 578
Цыбулько Алексей Александрович
Старший преподаватель кафедры тактики служебно-боевого применения подразделений, Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, tsybulko-79@mail.ru, Новосибирск

Формирование готовности к командной деятельности курсантов военных институтов

Аннотация: 
Проблема и цель. Автором статьи исследована проблема формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов. В основе исследования лежит гипотеза о том, что подготовка курсантов военных институтов к командной деятельности станет более совершенной, если будет разработана и внедрена модель по формированию готовности к командной работе курсантов военных институтов, сформулированы и внедрены рекомендации по повышению эффективности такой подготовки. В статье рассматривается феномен формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов как педагогическая проблема. Описана апробация педагогической программы и педагогической технологии формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов. Представленная в статье модель формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов являет собой инструментарий, в котором операционально представлен оптимальный диапазон величины активной готовности курсантов, в пределах которого их обучение видится наиболее результативным. Цель статьи – педагогическое представление проблемы подготовленности к командной деятельности выпускников военных институтов войск национальной гвардии РФ и определение перспективы реализации педагогической программы в процессе обучения в военном институте как специальной отрасли педагогических знаний по проблеме совершенствования сферы научного обоснования инноваций и экспериментальной апробации моделей совершенствования педагогической деятельности. Методология. Методы исследования: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирующие и мотивирующие к овладению учебно-познавательной деятельностью методы обучения, методы обучения в ходе практического применения знаний путем выработки умений и навыков, методы проверки и оценки результатов обучения. Результаты исследования. В статье рассмотрена проблема реализации такого педагогического феномена, как формирование готовности к командной деятельности курсантов военных институтов, в основу которого легла педагогическая программа, основанная на содержательно-технологическом компоненте структурно-функциональной модели формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов и педагогическая технология формирования готовности к командной деятельности. Заключение. Организаторская функция педагогического работника предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, обеспечивающих эффективность процесса развития креативных способностей курсантов и способствующих проявлению и увеличению творческих возможностей их профессиональной деятельности. При этом модель формирования готовности командной деятельности содержит операционально представленный оптимальный диапазон величины активной готовности курсантов, в пределах которого их обучение наиболее результативно.
Ключевые слова: 
военно-профессиональная подготовка, командная деятельность, педагогическая программа, педагогическая технология.
Библиографический список: 

1. Галеева Н. Л. Реализация ресурсного подхода к анализу качества управления процессом роста учебного успеха обучающегося // Педагогическое образование и наука. – 2012. – С. 9–14.
2. Ярославцева Н. В., Беляков А. А. , Тухватуллин Б. Т. , Кодоева А. Ч., Нигаматулин В. Р., Левченко Д. В., Дахин А. Н. Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. – 2020. – № 1 (43). – C. 10–23.
3. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход: непротиворечивая теория и технология // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 81–95.
4. Сивак А. Н., Перевозкина Ю. М., Федосеева И. А. Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2 (38). – С. 385–398.
5. Цыбулько А. А., Зольников И. В., Костылев Н. В. Командный опыт в структуре образовательной компетентности курсантов // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 3. – С. 95–103.
6. Doll W. E. Post-modern perspective on curriculum. – New York and London: Teacher College Press, Columbia University, 1993. – 215 p.
7. Swain J. The effect of Phase One training on young recruits’ personal and professional development in the British army // Journal of Youth Studies. – 2016. – Vol. 19, № 1. – Р. 117–132. – DOI: 10.1080/13676261.2015.1039965.