УДК: 
159.964
Андронникова Ольга Олеговна
Кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, andronnikova_69@mail.ru, Новосибирск
Перевозкина Юлия Михайловна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, per@bk.ru, Новосибирск
Ветерок Екатерина Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, severus.snegg.1997@gmail.com, Новосибирск

Структурные закономерности виктимно-стилевых параметров управленческой деятельности в образовательном пространстве

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье выявлены структурные закономерности стилей руководства и склонности к виктимному поведению у руководителей мужского и женского пола в образовательных учреждениях. Теоретический анализ научных источников показал, что наибольшее значение для возникновения виктимизации на рабочем месте имеет авторитарный стиль управления, который приводит к значительно большему количеству симптомов психологического стресса у сотрудников. Вместе с тем не обнаружено исследований, посвященных специфике полоролевых характеристик взаимосвязи виктимных параметров и стилей управления в образовательном пространстве, что и послужило целью исследования. Методология. В соответствии с целью было проведено изучение стиля руководства, управленческих функций и склонности к виктимному поведению у 166 руководителей образовательных организаций г. Новосибирска и г. Кемерово, из них 100 мужчин и 66 женщин. Возрастной диапазон составил М = 44,2 лет. Результаты. Полученные корреляции (критерий r-Спирмена) демонстрируют, что между стилями управления руководителей и параметрами виктимного поведения в женской выборке в два раза больше взаимосвязей, чем в мужской выборке, при этом в первой наблюдается преобладание отрицательных статистически значимых взаимосвязей. Максимальная структурированность и организованность основных виктимно-стилевых параметров руководителей выявлена у женщин в большей степени по сравнению с мужчинами-руководителями. Заключение. Эффективность управленческой деятельности в сфере высшего образования определяется не только выраженностью стиля управления, но и тем, насколько он связан с полом руководителя, виктимизацией личности и внутренней организованностью структуры их взаимосвязей. Значит, структурные эффекты оказываются более важными и действенными в управленческой деятельности руководителей образовательных организаций.
Ключевые слова: 
виктимно-стилевые параметры, управленческая деятельность, система образования, структурне закономерности.
Библиографический список: 

1. Андронникова О. О., Ветерок Е. В. Гендерные характеристики виктимного поведения как результат нарушения социального развития // Современные проблемы науки и образования. ‒ 2017. ‒ № 3 (57). ‒ С. 111–113.
2. Андронникова О. О., Ветерок Е. В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации // Вестник Кемеровского государственного университета. ‒ 2016. ‒ № 1 (65). ‒ С. 72–76.
3. Ветерок Е. В., Перевозкина Ю. М., Андронникова О. О. Ролевые виктимные характеристики мужчин и женщин с разным профилем функциональной асимметрии мозга // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. ‒ 2016. ‒ № 5 (33). ‒ С. 88–101.
4. Карпов А. В. Психология деятельности. ‒ В 5 т., т. 1. ‒ М.: РАО, 2015. ‒ 546 с.
5. Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Кашапов А. С. Специфика развития ролевых ожиданий в процессе формирования личности // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2020. ‒ № 2. ‒ С. 127–140.
6. Чемякина А. В., Перевозкина Ю. М., Карпов А. В., Карпов А. А. Структурные закономерности рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве // Вестник НГПУ. ‒ 2018. ‒ № 5. ‒ С. 209–228.
7. Agervold M., Mikkelsen E. G. Relationships between bullying, psychosocial work environment and individual stress reactions // Work & Stress. ‒ 2004. ‒ Vol. 18, Iss. 4. ‒ Р. 336–351.
8. Augustsson G., Salleh H. The complexities of leisure-time center staff’s leadership in the leisure-time center learning environment // Cogent Education. ‒ 2018. – Vol. 5, Iss. 1. ‒ DOI: 10.1080/2331186X.2018.1451670
9. Hallinger P., Ko J. Education accountability and principal leadership effects in Hong Kong primary schools // Nordic Journal of Studies in Educational Policy. ‒ 2015. ‒ Vol. 2015, Iss. 3. ‒ DOI: 10.3402/nstep.v1.30150
10. Nassar M. E., Abdou H. A., Mohmoud N. A. Relationship between management styles and nurses’ retention at private hospitals // Alexandria Journal of Medicine. ‒ 2011. ‒ Vol. 47, Iss. 3. ‒ Р. 243–249.
11. Pavlovic N. School Directors and Differences in Leadership Style Depending on Gender // The Anthropologist. ‒ 2015. ‒ Vol. 21, Iss. 1-2. ‒ Р. 254–261.
12. Quraishi U., Aziz F., Vaughan T. An investigation of authentic leadership and teachers’ organizational citizenship behavior in secondary schools of Pakistan // Cogent Education. ‒ 2018. ‒ Vol. 5, Iss. 1. ‒ DOI: 10.1080/2331186X.2018.1437670
13. Tafvelin S., Nielsen K., Schwarz U. T. von, Stenling A. Leading well is a matter of resources: Leader vigour and peer support augments the relationship between transformational leadership and burnout // Work & Stress. ‒ 2019. ‒ Vol. 33, Iss. 2. ‒ Р. 156–172.
14. Warszewska-Makuch M., Bedyńska S., Żołnierczyk-Zreda D. Authentic leadership, social support and their role in workplace bullying and its mental health consequences // International Journal of Occupational Safety and Ergonomics. ‒ 2015. ‒ Vol. 21, Iss. 2. ‒ Р. 128–140.