УДК: 
378+376.3
Зайцева Мария Владимировна
Старший преподаватель, аспирант, Новосибирский государственный педагогический университет, elofor.elmarer@yandex.ru, Новосибирск
Волошина Татьяна Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, fppd.voloshina@ngs.ru, Новосибирск

Эмпирическое исследование применения технологии зеркального повтора как средства фонетического реимпринтинга (на примере студентов с нарушением зрения)

Аннотация: 
В статье исследуется проблема формирования фонетического реимпринтинга с помощью технологии зеркального повтора. Цель статьи – представить и проанализировать результаты эмпирического исследования, проводимого в рамках научной работы, сделать вывод об эффективности применения технологии зеркального повтора. Методология. Исследование проводится на основе теоретического и практического анализа в рамках деятельностного и системного подходов. Результаты. Продемонстрирована эффективность подражания, даны теоретические обоснования механизма создания реимпринта и приведено эмпирическое исследование. В ходе эмпирического исследования для оценки эффективности данной технологии применялся t-критерий Стьюдента для связанных выборок. Данные, полученные во время исследования, позволяют утверждать, что технология зеркального повтора является более эффективной для обучения произносительным навыкам после сензитивного периода, чем стандартная методика. Заключение. Эффективность применения техники зеркального повтора для формирования реимпринта доказана и подтверждена эмпирически и аналитически. При этом авторы статьи не отрицают значимости стандартной методики, но считают её менее эффективной для формирования фонетического реимпринта.
Ключевые слова: 
фонетический реимпринтинг, эмпирическое исследование, слухоречемоторный образ, зеркальный повтор, СЗН, зеркальные нейроны.
Библиографический список: 

1. Бахирева И. Б., Рыбчинский В. П. Учёт особенностей импринтинга при изучении иностранного языка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 20–25.
2. Бауэр Иоахим. Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов [Электронный ресурс]. – СПб.: Издательский дом Вернера Регена, 2009. – URL: https://royallib.com/book/bauer_ioahim/pochemu_ya_chuvstvuyu_chto_chuvst... (дата обращения: 10.07.2020).
3. Боулби Джон. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Изд. 5-е, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
5. Дойдж Н. Пластичность мозга. – М.: Эксмо, 2011. – 512 с.
6. Зайцева М. В., Волошина Т. В. Техника применения зеркального повтора как средства фонетического реимпринта // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 5. – C. 128–138.
7. Зайцева М. В. Техника эхоповтора как аналога внутренней речи при освоении иностранного языка // Материалы конференции “Scientific achievements of the third millennium”. – № 8 – Лос Анджелес, США: SPC “LJournal”, 2018. – С. 14–18.
8. Леонтьев А. А. Что такое язык. Язык и наука о нём. – М.: Педагогика, 1976. – 214 с. – URL: https://royallib.com/book/leontev_aleksey/chto_takoe_yazik_ill.html (дата обращения: 15.02.2020).
9. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – Казань: Республика, 1998. – 230 с.
10. Майнарди Д. Собака и лисица. – М.: Мир, 1980. – 146 с.
11. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с.
12. Некрасов С. Д. Математические методы в психологии (MS Excel): учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. – 147 с.
13. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 240 с.
14. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». – 6-е изд. – М.: Психология, 2003. – 464 с.
15. Фадига Лучано. Сенсомоторные компоненты речи: что об этом говорит нейронаука. Аудиолекция III Международной конференции «Нейробиология языка и речи». Санкт-Петербургский государственный университет, 20 июня 2019 г. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=tSW6oBQRXjs (дата обращения: 31.07.2020)
16. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. – М.: Мир, 1988. – 154 с.
17. Черниговская Т. В., Деглин В. Л., Меншуткин В. В. Функциональная специализация полушарий мозга человека и нейрофизиологические механизмы языковой компетенции // Доклады АН СССР. – 1982. – Т. 267, № 2. – С. 499–502.
18. Corballis M. C. Much ado about mirrors // Psychon Bull Rev. – 2002. – № 7. – P. 163–169. – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10780031 (дата обращения: 31.07.2020).
19. Gallese V., Keysers C., Rizzolatti G. A unifying view of the basis of social cognition // Trends Cogn Sci. – 2004. – № 8. – P. 396–403. – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15350240 (дата обращения: 31.07.2020).
20. Iacoboni M., Koski L. M., Brass M., Bekkering H., Woods R. P., Dubeau et al. Reafferent copies of imitated actions in the right superior temporal cortex // Proceedings of the National Academy of Science. – 2001. – Vol. 98. – P. 13995–13999.
21. Meltzoff A. N., & Decety J. What imitation tells us about social cognition: A rapprochement between developmental psychology and cognitive neuroscience // The Philosophical Transactions of the Royal Society. – 2003. – № 358 (1431). – Р. 491–500. DOI: 10.1098/rstb.2002.1261.
22. Ramachandran V. S. The Tell-Tale Brain: A Neuroscientist’s Quest for What Makes Us Human. – N.-Y.: WW Norton & Company, Inc., 2010. – 548 р.
23. Rizzolatti G., Arbib M. A. Language within our grasp // Trends Neurosci. – 1998. – № 21. – Р. 188–194. – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9610880