УДК: 
796.011+612.6
Криволапчук Игорь Альлерович
Доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии РАО, i.krivolapchuk@mail.ru, Москва
Герасимова Анастасия Альлеровна
Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии РАО, ,, Москва
Чернова Мария Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии РАО, mashacernova@mail.ru, Москва

Функциональное развитие детей 6–7 лет с разным уровнем информатизации условий жизнедеятельности

Аннотация: 
Введение. В мировой науке активно проводятся исследования, анализирующие влияние современной цифровой среды на двигательную подготовленность, физическое развитие и функциональные возможности детей дошкольного возраста. Несмотря на имеющиеся данные, рассматриваемый вопрос остается малоизученным, особенно в отношении детей дошкольного возраста. Цель исследования – выявить особенности функционального развития детей 6–7 лет с учетом уровня информатизации условий жизнедеятельности. Методика исследования. В исследовании приняли участие практически здоровые дети 6–7 лет, относящиеся к основной медицинской группе по физическому воспитанию. Для оценки информационной загруженности детей при использовании цифровых технологий использовали модифицированный индекс информатизации условий жизнедеятельности. Батарея тестов двигательной подготовленности включала: бег 30 метров, наклон вперёд, челночный бег 3×10 м, поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за минуту, прыжок в длину с места, шестиминутный бег. По общеизвестным формулам определяли двойное произведение, вегетативный индекс Кердо, индекс Мызникова, показатель адаптационного потенциала организма и индекс массы тела. Результаты исследования. Полученные данные свидетельствуют, что мальчики в среднем характеризуются более высоким индексом информатизации условий жизнедеятельности по сравнению с девочками. Выявлены различия, определяемые степенью информатизации условий жизнедеятельности, в отношении показателей общей и силовой выносливости, скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, физического развития, а также функциональных возможностей организма. Результаты исследования дают основание полагать, что адекватный режим физического воспитания, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности детей в физической активности, может явиться важнейшим фактором повышения их двигательной подготовленности, профилактики и коррекции неблагоприятных изменений функционального развития в условиях нарастающего использования цифровых технологий в повседневной жизни. Заключение. Анализ влияния цифровых технологий на функциональное развитие детей 6–7 лет показал, что особенности двигательной подготовленности, функциональные возможности организма и физическое развитие мальчиков и девочек 6–7 лет зависят от уровня информатизации их условий жизнедеятельности. Установлено, что по мере нарастания времени использования цифровых технологий в режиме дня отмечается снижение рассматриваемых показателей морфофункционального развития детей.
Ключевые слова: 
цифровые технологии, индекс информатизации, двигательные способности, функциональные возможности, физическое развитие.
Библиографический список: 

1. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № 12. – С. 1183–1188. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188.
2. Alhassan S., St Laurent C. W., Burkart S., Greever C. J., Ahmadi M. N. Feasibility of Integrating Physical Activity Into Early Education Learning Standards on Preschooler’s Physical Activity Levels // Journal of physical activity & health. – 2019. – Vol. 16, № 2. – P. 101–107. DOI: 10.1123/jpah.2017-0628.
3. Anderson S. E., Whitaker R. C. Household routines and obesity in US preschool-aged children // Journal of the American Academy of Pediatrics. – 2010. – Vol. 125, № 3. – P. 420–428. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2009-0417.
4. Arora T., Broglia E., Thomas G. N., Taheri S. Associations between specific technologies and adolescent sleep quantity, sleep quality, and parasomnias // Sleep Med. – 2014. – Vol. 15, № 2. – P. 240–247. DOI: 10.1016/j.sleep.2013.08.799.
5. Cabanas-Sánchez V., Martínez-Gómez D., Esteban-Cornejo I., Pérez-Bey A., Castro Piñero J., Veiga O. L. Associations of total sedentary time, screen time and non-screen sedentary time with adiposity and physical fitness in youth: the mediating effect of physical activity // Journal of Sports Sciences. – 2019. – Vol. 37, № 8. – P. 839–849. DOI: 10.1080/02640414.2018.1530058.
6. Carson V., Lee E. Y., Hesketh K. D., Hunter S., Kuzik N., Predy M., Rhodes R. E., Rinaldi C. M., Spence J. C., Hinkley T. Physical activity and sedentary behavior across three time-points and associations with socialskills in early childhood // BMC Public Health. – 2019. – Vol. 19, № 1. – P. 27–34. DOI: 10.1186/s12889-018-6381-x.
7. Cieśla E., Mleczko E., Bergier J., Markowska M., Nowak-Starz G. Health-Related Physical Fitness, BMI, physical activity and time spent at a computer screen in 6 and 7-year-old children from rural areas in Poland Affiliations expand // Ann Agric Environ Med. – 2014. – Vol. 21, № 3. – P. 617–621. DOI: 10.5604/12321966.1120613.
8. Da Silva L., Fisberg M., de Souza Pires M., Nassar S., Sottovia C. The effectiveness of a physical activity and nutrition education program in the prevention of overweight in schoolchildren in Criciúma, Brazil // European Journal of Clinical Nutrition. – 2013. – Vol. 67, № 11. – P. 1200–1204. DOI: 10.1038/ejcn.2013.178.
9. Delfino L. D., Dos Santos Silva D. A., Tebar W. R., Zanuto E. F., Codogno J. S., Fernandes R. A., Christofaro D. G. Screen time by different devices in adolescents: association with physical inactivity domains and eating habits // Journal of Sports Medicine and Physical Fitness – 2018. – Vol. 58, № 3. – P. 318–325. DOI: 10.23736/S0022-4707.17.06980-8.
10. Emm-Collison L. G., Lewis S., Reid T., Matthews J., Sebire S. J., Thompson J. L., Salway R., Jago R. Striking a Balance: Physical Activity, Screen-Viewing and Homework during the Transition to Secondary School // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. – Vol. 16, № 17. – P. 31–74. DOI: 10.3390/ijerph16173174
11. Fakhouri T. H., Hughes J. P., Brody D. J., Kit B. K., Ogden C. L. Physical activity and screen-time viewing among elementary school-aged children in the United States from 2009 to 2010 // Jama Pediatrics. – 2013. – Vol. 167, № 3. – P. 223–229.
12. Friedrich R. R., Polet J. P., Schuch I., Wagner M. B. Effect of intervention programs in schools to reduce screen time: a meta-analysis // Journal of Pediatrics. – 2014. – Vol. 90, № 3. – P. 232–241. DOI: 10.1016/j.jped.2014.01.003.
13. Gothwal V. K., Thomas R., Crossland M., Bharani S., Sharma S., Unwin H., Xing W., Khabra K., Dahlmann-Noor A. Randomized Trial of Tablet Computers for Education and Learning in Children and Young People with Low Vision // O Optometry and Vision Science. – 2018. – Vol. 95, № 9. – P. 873–882. DOI: 10.1097/OPX.0000000000001270.
14. Hardy L. L., Ding D., Peralta L. R., Mihrshahi S., Merom D. Association Between Sitting, Screen Time, Fitness Domains, and Fundamental Motor Skills in Children Aged 5-16 Years: Cross-Sectional Population Study // Journal of physical activity & health. – 2018. – Vol. 15, № 12. – P. 933–940. DOI: 10.1123/jpah.2017-0620.
15. Hoge E., Bickham D., Cantor J. Digital Media, Anxiety, and Depression in Children // Pediatrics. – 2017. – Vol. 140, (Suppl 2). – P. S76–S80. DOI: 10.1542/peds.2016-1758G.
16. Janssen X., Martin A., Hughes A. R., Hill C. M., Kotronoulas G., Hesketh K. R. Associations of screen time, sedentary time and physical activity with sleep in under 5s: A systematic review and meta-analysis // Sleep Med Rev. – 2019. – Vol. 49. – P. 101–126. DOI: 10.1016/j.smrv.2019.101226.
17. Kautiainen S., Koivusilta L., Lintonen T., Virtanen M., Rimpelä A. Use of information and communication technology and prevalence of overweight and obesity among adolescents // International Journal of Obesity. – 2005. – Vol. 29, № 8. – P. 925–933. DOI: 10.1038/sj.ijo.0802994.
18. Körmendi A. Smartphone usage among adolescents // Psychiatr Hung. – 2015. – Vol. 30, № 3. – P. 297–302.
19. Kremer P., Elshaug C., Leslie E., Toumbourou J. W., Patton G. C., Williams J. Physical activity, leisure-time screen use and depression among children and young adolescents // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2014. – Vol. 17, № 2. – P. 183–187. DOI: 10.1016/j.jsams.2013.03.012.
20. Lange K., Cohrs S., Skarupke C., Görke M., Szagun B., Schlack R. Electronic media use and insomnia complaints in German adolescents: gender differences in use patterns and sleep problems // Journal of Neural Transmission. – 2017. – Vol. 124, Suppl 1. – P. 79–87. DOI: 10.1007/s00702-015-1482-5.
21. Lepp A., Barkley J., Sanders G., Rebold M., Gates P. The relationship between cell phone use, physical and sedentary activity, and cardiorespiratory fitness in a sample of U.S. college students // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. – 2013. – Vol. 10. – P. 79–87. DOI: 10.1186/1479-5868-10-79
22. Leppänen M. H., Henriksson P., Henriksson H., Delisle Nyström C., Llorente-Cantarero F. J., Löf M. Physical Activity Level Using Doubly-Labeled Water in Relation to Body Composition and Physical Fitness in Preschoolers // Medicina (Kaunas). – 2019. – Vol. 55, № 1. – P. 2–10. DOI: 10.3390/medicina55010002
23. Mitchell J. A., Pate R. R., Blair S. N. Screen-based sedentary behavior and cardiorespiratory fitness from age 11 to 13 // Medicine and Science in Sports and Exercise. – 2012. – Vol. 44, № 7. – P. 1302–1309. DOI: 10.1249/MSS.0b013e318247cd73.
24. Morin C. M. Insomnia: Psychological Assessment and Management. – New York: Guilford Press, 1993. – 238 p. DOI: 10.1002/smi.2460100113
25. Mustafaoğlu R., Zirek E., Yasacı Z., Razak Özdinçler A. The negative effects of digital technology usage on children’s development and health. Addicta: The Turkish // Journal on Addictions. – 2018. – № 5. – P. 227–247. DOI: 10.15805/addicta.2018.5.2.0051
26. Pea R., Nass C., Meheula L., Rance M., Kumar A., Bamford H., Nass M., Simha A., Stillerman B., Yang S., Zhou M. Media use, face-to-face communication, media multitasking, and social well-being among 8- to 12-year-old girls // Developmental psychology. – 2012. – Vol. 48, Vol. 2. –
P. 327–336. DOI: 10.1037/a0027030.
27. Pfledderer C. D., Burns R. D., Brusseau T. A. Association between Access to Electronic Devices in the Home Environment and Cardiorespiratory Fitness in Children // Children (Basel). – 2019. – Vol. 6, № 1. – P. 8. DOI: 10.3390/children6010008.
28. Potter M., Spence J. C., Boulé N., Stearns J. A., Carson V. Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children // Pediatric exercise science. – 2018. – Vol. 30, № 1. – P. 132–141. DOI: 10.1123/pes.2016-0239.
29. Racine E. F., De Bate R. D., Gabriel K. P., High R. R. The relationship between media use and psychological and physical assets among third- to fifth-grade girls //Journal of School Health. – 2011. – Vol. 81, № 12. – P. 749–755. DOI: 10.1111/j.1746-1561.2011.00654.x.
30. Sandercock G. R., Ogunleye A. A. Independence of physical activity and screen time as predictors of cardiorespiratory fitness in youth // Pediatric Research. – 2013. – Vol. 73. – P. 692–697.
31. Sanders W., Parent J., Abaied J. L., Forehand R., Coyne S., Dyerc W. J. The Longitudinal Impact of Screen Time on Adolescent Development: Moderation by Respiratory Sinus Arrhythmia // Journal of Adolescent Health. – 2018. – Vol. 63, № 4. – P. 459–465. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2018.
05.019.
32. Tandon P., Zhou C., Sallis J., Cain K. L., Frank L. D., Saelens V. E. Home environment relationships with children’s physical activity, sedentary time, and screen time by socioeconomic status. International // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. – 2012. – Vol. 9, № 1. – P. 88. DOI: 10.1186/1479-5868-9-88.
33. Tolbert Kimbro R., Brooks-Gunn J., McLanahan S. Young children in urban areas Links among neighborhood characteristics, weight status, otudoor play, and television watching // Social Science and Medicine. – 2011. – Vol. 72, № 5. – P. 668–676. DOI: 10.1016/j.socscimed. 2010.12.015.
34. Tremblay M. S., Carson V., Chaput J-P., Connor Gorber S., Dinh T., Duggan M., et al. Canadian 24-hour movement guidelines for children and youth: an integration of physical activity, sedentary behaviour, and sleep // Applied Physiology Nutrition and Metabolism. – 2016. – Vol. 41 (6 Suppl 3). – S. 311–327. DOI: 10.1139/apnm-2016-0151.
35. Tremblay M. S., LeBlanc A. G., Kho M. E., Saunders T. J., Larouche R., Colley R. C., et al. Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. – 2011. – Vol. 8. – P. 98. DOI: 10.1186/1479-5868-8-98.
36. Venetsanou F., Kambas A., Gourgoulis V., Yannakoulia M. Physical activity in pre-school children: Trends over time and associations with body mass index and screen time // Annals of Human Biology. – 2019. – Vol. 46, № 5. – P. 393–399. DOI: 10.1080/03014460.2019.1659414.
37. Wu X., Tao S., Zhang Y., Zhang S., Tao F. Low Physical Activity and High Screen Time Can Increase the Risks of Mental Health Problems and Poor Sleep Quality among Chinese College Students // PLoS One. – 2015. – Vol. 10, № 3. – Р. e0119607. DOI: 10.1371/journal.pone.0119607