УДК: 
37.016:81+811.111
Жукова Наталья Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Алтайский государственный педагогический университет, Natasha97374@yandex.ru, Барнаул

Формирование методической компетенции студентов на семинарских занятиях по методике обучения иностранному языку

Аннотация: 
Введение. В статье актуализируется методическая подготовка будущего учителя иностранного языка как часть его профессиональной подготовки. Содержание методической подготовки студентов раскрывается через понятие методической компетенции. Цель статьи − уточнить определение методической компетенции учителя иностранного языка, представить ее структуру, раскрыть особенности ее формирования на семинарах по методике обучения иностранному языку. Методология и методы исследования. Методологическими основами исследования являются идеи коммуникативного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам, компетентностный, контекстный, личностно-деятельностный подходы. Результаты исследования. К основным компонентам методической компетенции учителя иностранного языка автор относит личностный, когнитивно-информационный, операционно-технологический и деятельностный компоненты. В статье раскрываются возможности семинарских занятий для формирования методической компетенции студентов. Автор дает конкретные рекомендации по успешному формированию этой компетенции на основе разработанного им практикума по методике обучения английскому языку. Заключение. Эффективность формирования методической компетенции будущих учителей иностранного языка во многом зависит от правильной организации семинаров по методике обучения иностранному языку, на которых закладываются основы педагогического мастерства.
Ключевые слова: 
учитель иностранного языка, профессиональная компетентность, методическая компетенция, структура методической компетенции, семинар, методические задачи.
Библиографический список: 

1. Ариян М. А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях // Преподаватель XXI век. − 2018. − № 1. − С. 41−54.
2. Алипулатова Н. С. Практика организации лекционных и семинарских занятий на кафедре теории и методики обучения иностранным языкам // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. − 2011. − № 1. − С. 100−104.
3. Боброва Т. О. Микропреподавание в рамках метапредметного подхода в профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка // Экономика и социум. – 2016. − № 11 (30). – С. 373–376.
4. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. − М.: Логос, 2011. − 288 с.
5. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. − М.: Педагогическое общество России, 2004. − 192 с.
6. Дубаков А. В., Хильченко Т. В. Формирование методической конкурентноспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. − 2014. – № 10. – С. 336−341.
7. Жукова Н. А. Развитие рефлексии как условие эффективной учебной деятельности студентов в вузе // Вестник АлтГПУ. − 2018. − № 1. – С. 20–24.
8. Жукова Н. А. Развитие учебно-познавательной компетенции студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. – 2016. − №5 (60) − С. 337–340.
9. Игна О. Н. Терминологические задачи для методической подготовки учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2015. – Вып. 10 (163). – С. 94−98.
10. Игна О. Н., Фельде О. Л. Задачи квазипрофессиональной направленности в методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного университета. − 2017. − № 10 (187). – С. 155–157.
11. Крутова И. А., Стефанова Г П. Методическая подготовка студентов к решению профессиональных задач учителя при обучении в вузе // Преподаватель XXI век. − 2014. – Т. 1, № 3. − С. 99−105.
12. Кутенева И. Е. Роль активных методов обучения в процессе подготовки будущих менеджеров к межкультурному взаимодействию // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. – Чебоксары, 2019. – 449 с.
13. Моргачева Н. В. Требования к содержанию методической подготовки будущего учителя естествознания // Педагогический журнал. − 2017. – Т. 7, № 2А. − С. 50–61.
14. Соловова Е. Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
15. Трофимова Г. С., Степанова М. М. Технология микропреподавания в методической подготовке преподавателя иностранного языка в магистратуре многопрофильного вуза // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. − 2015. – Т. 21. − С. 168−171.
16. Филатова Ю. В. Методика проведения семинарского занятия в системе современного образования // Вестник ВолГУ. – 2007. − Серия 6. − Выпуск 10. − С. 116−118.
17. Starkey L. Critical Thinking Skills Success in 20 Minutes a Day. – New York: Team LRN, 2004. – 182 p.