УДК: 
37.013
Веретенникова Светлана Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, sveretennikova@yandex.ru, Воронеж

Современное научное осмысление понятия «духовно-нравственное воспитание»: теоретический аспект

Аннотация: 
Проблема и цель. Духовно-нравственное воспитание – ключевая категория ряда нормативно-правовых актов федерального уровня, вступивших в юридическую силу на протяжении последнего десятилетия. Однако она далеко не всегда трактуется однозначно научно-педагогической общественностью. Цель статьи: рассмотреть, как понимается духовно-нравственное воспитание в современном научно-педагогическом дискурсе. База исследования и литература. В статье представлен обзор опубликованных в 2019 году научных работ, посвященных педагогической категории «духовно-нравственное воспитание». Материалом для обзора стали публикации, размещенные на портале НЭБ eLIBRARY.RU. в свободном доступе, в которых исследуемая категория вынесена в название работы, аннотацию и/или ключевые слова. Приведена статистика, отражающая географию рассматриваемых публикаций; ценностные основания духовно-нравственного воспитания; группы авторов. Результаты исследования. В представленном обзоре акцентировано внимание на публикациях теоретического характера, которые составили треть от всех рассматриваемых работ. Все публикации теоретического характера условно разделены на работы «духовной» (смыслопоисковой) и «нравственной» (поведенческой) направленности; рассмотрены их отличительные особенности и ценностные основания. Проанализированы публикации, в которых представлен ретроспективный анализ духовно-нравственного воспитания. Заключение. Выявлены сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания. Анализ показал, что они актуализированы лишь в одной трети обозреваемых публикаций; остальные две трети посвящены внешней стороне его организации. Хотя большинством авторов духовно-нравственному воспитанию отводится стратегическая роль не только в решении проблем образования, но и в стабилизации общества, эта категория рассматривается в отрыве от опыта прошлого и без должного осмысления роли педагога.
Ключевые слова: 
духовно-нравственное воспитание, духовная и нравственная составляющие духовно-нравственного воспитания, сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания, научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Библиографический список: 

1. Агеева Л. С. Духовно-нравственное воспитание личности как социальное и педагогическое явление в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62–4. – С. 7–11.
2. Анисимова О. Е., Анисимов В. П. Приоритетное направление государственной политики Российской Федерации в области образования – духовно-нравственное воспитание // Центральный научный вестник. – 2019. – Т. 4, № 1S (66). – С. 10–12.
3. Архипова Н. Е. Духовно-нравственное воспитание в начальных и средних учебных заведениях Нижнего Новгорода в начале ХХ века // Дискурс: научный журнал. – 2019. – № 4 (30). – С. 7–18.
4. Аушев А. А. Ценности ислама в духовно-нравственном воспитании молодежи // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: сб. материалов XII Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 30-летию открытия первого в постсоветском пространстве мусульманского медресе при ЦДУМ России им. Ризаэтдина бинэ Фахретдина, 23–24 октября 2019 года. – Уфа: ПечатниК, 2019. – С. 79–82.
5. Блягоз Н. Ш., Меретукова З. К. Национальные традиции в континууме «инкультурация – социализация» как средство духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях полиэтнического региона // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 10 (143). – С. 92–97.
6. Бородина Е. Н. Преемственность отечественных культурных традиций в содержании духовно-нравственного воспитания и просвещения // VIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: осмысление свободы и ответственности молодежи: мат-лы Всерос. науч. конф. / отв. ред. О. Р. Каюмов. – СПб.: Амфора, 2019. – С. 60–66.
7. Бударина А. О., Савина О. Ю. Постановка проблемы духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. статей VII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Р. Ю. Гуляев. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 180–182.
8. Бушмарина Н. Н. Сохранение и развитие традиций православного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11, № 3 (45). – С. 70–75.
9. Вонсович Л. В. Роль христианских ценностей в духовно-нравственном воспитании личности // РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО – 13: сб. науч. статей XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Могилев, 18–23 марта 2019 г.) / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. – Могилев: Могилевский государственный университет им. А. А. Кушешова, 2019. – С. 251–253.
10. Востроилова Е. В. Духовно-нравственные ценности как ориентир в становлении и воспитании личности // VIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: осмысление свободы и ответственности молодежи: материалы Всерос. науч. конф. (Тара, 5 апреля 2019 года) / отв. ред. О. Р. Каюмов. – СПб.: Амфора, 2019. – С. 72–74.
11. Глухарев Д. С. Профессиональный рост педагогов начальных классов путем духовно-нравственного воспитания учащихся // Современный ученый. – 2019. – № 3. – С. 33–37.
12. Гусарова М. Е., Зеленова Е. В. Вопросы духовно-нравственного воспитания в деятельности государства и общества: историко-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 4 (172). – С. 53–56.
13. Дворянкина Е. К., Пишкова Н. Е. Актуальность управления системой духовно-нравственного воспитания молодежи в системе образования // Проблемы высшего образования. – 2019. – № 1. – С. 373–378.
14. Девонина В. А., Гуриц С. Д. Духовно-нравственное воспитание как ключевое направление воспитательной работы с осужденными // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. мат-лов VI Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 2–4 апреля 2019 года). – Пермь: Изд-во Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – С. 294–297.
15. Джегутанова Н. И. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания: учеб. пособие. – Ставрополь: Ставролит, 2019. – 56 с.
16. Есикова Т. В. Влияние религиозного воспитания на духовно-нравственное развитие личности // ЛИНТУЛА: сборник мат-лов науч. конф. XII Линтуловских чтений 2018 года. – СПб.: КультИнформПресс, 2019. – С. 68–70.
17. Залаутдинова С. Е. Генезис социальных практик в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 10 (143). – С. 97–103.
18. Измайлова А. И. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического вуза в процессе работы с «Программой сбора материалов о традициях русской народной педагогики» // VIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: осмысление свободы и ответственности молодежи: мат-лы Всерос. науч. конф. (5 апреля 2019 года) / отв. ред. О. Р. Каюмов. – СПб.: Амфора, 2019. – С. 106–111.
19. Ильичева И. М. Психологическое сопровождение духовно-нравственного воспитания в образовании: какую парадигму выбрать // Актуальные проблемы психологического сопровождения профессиональной и учебно-профессиональной деятельности: сб. мат-лов V Всерос. науч.-практ. конф. (9–13 апреля 2019 года) / под ред. Е. Н. Белоус. – Коломна: Изд-во Государственного социально-гуманитарного университета, 2019. – С. 58–61.
20. Космачева Н. В. Психологические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 3. – С. 45–49.
21. Космачева Н. В. Развитие способности к творческой деятельности личности в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. – 2019. – № 4 (36). – С. 71–76.
22. Кузива А. П. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи // Исследования молодых ученых: мат-лы V Междунар. науч. конф. (Казань, декабрь 2019 года) / под ред. И. Г. Ахметова [и др.]. – Казань: Молодой ученый, 2019. –
С. 78–81.
23. Кузнецов А. М. Деятельность института православного духовенства российского флота по духовно-нравственному воспитанию моряков в XVIII – начале XX в. // Общество: философия, история, культура. – 2019. – № 1 (57). – С. 54–58.
24. Морозов А. В. Проблема духовно-нравственного воспитания военнослужащих в процессе обучения в высшем военном учебном заведении // Развитие военной педагогики в ХХI веке: мат-лы VI Межвузовской науч.-практ. конф., 100-летию Военной академии связи посвящается. – СПб.: Издательство ВВМ, 2019. – С. 626–631.
25. Мухитдинова Ф. А., Агзамходжаева С.С. Идеи и учения к концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Узбекистане // Евразийский союз ученых. – 2019. – № 4-8 (61). – С. 33–43.
26. Навойчик Е. Ю. Образование личности в мире взаимных коммуникаций: идеи духовно-нравственного воспитания личности в педагогической и философской антропологии // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2019. – № 1 (22). – С. 22–25.
27. Наимова З. К. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С. 362–364.
28. Наумова О. С. Проблема духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе в истории отечественной педагогики // Семья и школа в духовно-нравственном воспитании детей: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Чита, 2 октября 2019 года). – Чита: Изд-во Забайкальского государственного университета, 2019. – С. 5–11.
29. Некрасова Ю. В. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в богословско-педагогическом учении святого Иоанна Кронштадтского // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 3 (51). – С. 134–138.
30. Печеневская М. А., Чайка В. Н. Система духовно-нравственного воспитания как часть правового образования в контексте безопасности общества и государства // Служение педагогике и образованию: сб. статей науч.-метод. конф., посвященной 195-летию со дня рождения К. Д. Ушинского (Санкт-Петербург, 14 марта 2019) / отв. ред. А. Г. Козлова, С. Е. Залаутдинова. – СПб.: ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2019. – С. 111–114.
31. Поломошнова С. А. Методологические основания проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников // Педагогический вестник. – 2019. – № 6. – С. 52–54.
32. Попенков О. Н. К вопросу о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в современной России // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 февраля 2019 года) / гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 185–189.
33. Приймас Н. В., Швець О. В. Ценности христианства как источник духовно-нравственного воспитания // Сб. конф. НИЦ Социосфера: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. (Прага). – 2019. – Т. 1, № 1 (36). – С. 26–31.
34. Скрынников Н. П. Формы и методы воспитания в практике военных училищ во второй половине XIX – начале XX в. на основе духовно-нравственных ценностей // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. статей XVIII Междунар. науч.-практ. конф.; Новосибирск (23 января – 3 февраля 2019 года). – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2019. – С. 36–40.
35. Стрельцова М. И. Духовно-нравственное воспитание детей в дискурсе современных проблем дополнительного образования // Формирование духовно-нравственной личности в условиях дополнительного образования: сб. мат-лов XXVII Межд. Рождественских образоват. чтений (30 января 2019 года) / под общ. ред. Е. А. Морозовой. – Самара: Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр», 2019. – С. 21–31.
36. Товбин Л. М. Духовно-нравственное воспитание школьников в контексте их религиозного мировоззрения // Особенности формирования воспитывающей среды в полиэтнических и национальных детских коллективах: сб. науч. трудов по итогам Всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 21 декабря 2018 года) / под ред. Л. П. Лазаревой. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2019. – С. 185–190.
37. Тюльков Е. Ю., Асриев А. Ю. Особенности духовно-нравственного воспитания кадет сибирского кадетского корпуса в XIX – начале XX века // Смальта. – 2019. – № 3. – С. 7–21.
38. Умарова Р. Ш. Основы духовно-нравственного воспитания молодежи в трудах Абу Райхана Беруни // Проблемы науки. – 2019. – № 4 (40). – С. 56–57.
39. Хабаева А. Б. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством музыкального фольклора // Наука в современном информационном обществе: мат-лы XXI Междунар. науч.-практ. конф. (Норт-Чарлстон (США), 10–11 декабря 2019 года). – Норт-Чарлстон: LuluPress Inc., 2019. – С. 82–86.
40. Хайрутдинов Р. Р., Литвина Л. М., Мухаметзянова Ф. Г., Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров (вопросы теории и практики) // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 3. – С. 30–37.
41. Цой Н. С. Духовно-нравственное воспитание как фактор обеспечения психологического здоровья личности современного школьника в безопасной образовательной среде // Актуальные проблемы научно-методического обеспечения процесса безопасной жизнедеятельности школьников и студентов в сфере образования: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 12 апреля 2019 года). – Ростов н/Д: ИП Ковтун С. А., 2019. – С. 156–161.
42. Черкунова Н. Г., Васильева В. С., Викулова П. Д. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе // Sciences of Europe. – 2019. – № 39-4 (39). – С. 68–70.
43. Шконда Л. А. Некоторые вопросы духовно-нравственного воспитания в профессиональной подготовке будущих педагогов // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Брянск, 11–12 апреля 2019 года). – Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та им. акад. И. Г. Петровского, 2019. – С. 299–303.